Инспекция по контролю за благоустройством и санитарным состоянием Херсона обратилась к горожанам с воззванием отказаться от покупки искусственных цветов и других ритуальных изделий из пластика в пред-дверии поминальных дней. В публикации в частности сказано следующее: «Вы думаете про дань традиции и усопших или про живых? Про ваших детей, внуков, правнуков. Какую природу и экологию вы им оставляе-те? Пластик разлагается минимум 100 лет. А сколько тонн этого яда ежегодно несут к памятникам, сколько вредных и смертельных веществ накапливается в земле и воздухе при сжигании этих "красивых” цветов».
Экологи бьют в набат давно. В европейских странах искусственные цветы запрещено приносить на кладбища, разрешаются живые растения и небольшие венки из них. На соседней Днепропетровщине власти областного центра наложили запрет на реализа-цию ритуальной символики из пластика. Чиновники подсчитали: только с одного кладбища в Днепре за минувший год вывезли 45 тонн (!) венков.
Проблема в том, что такая продукция делается из нескольких видов пластика либо из синтетических тканей – латекса, полиэстера. Всё это для пластичности и стойкости обрабатывают токсичными анилиновыми красителями. Головокружение, мигрень, упадок сил – всё это негативное воздействие на здоровье. Далее, когда пластиковые цветы разлагаются, они выделяют вредные вещества, канцерогены, тяжёлые металлы, диоксины. Чем древнее кладбище, тем опасность выше. Рассортировать всю эту химию, чтобы всё переработать в соответствии с нормами, сложно. Избавиться при условии отсутствия мусоросжигательного завода – ещё проблематичнее, а ведь сжигать пластик где попало нельзя. Так что настоятельные рекомендации всех противников вредоносной «традиции» остаются прежни-ми: лучше потратить деньги на несколько клубней живых цветов, чтобы облагородить могилу. Либо же на добруюпамять о человеке, покинувшем этот мир, хотя бы раз в год пожертвовать кровно заработанные, позаботившись о тех, кто в этом особенно нуждается.
Оксана ЗИНЧЕНКО, Гривна. Новый формат