После изменений в законодательстве в части передачи внешкольных учебных заведений на баланс местных советов депутаты разного уровня стали более осмотрительны при выделении бюджетных средств на нужды образования. И это не удивительно: чтобы держать ответ перед громадой, они должны быть уверены, что деньги налогоплательщиков расходуются педагогами рационально.
Очевидно, именно из таких соображений районная власть Каланчака затеяла проверку одного из коммунальных предприятий — межшкольного учебно-производственного комбината (МУПК). Около недели в нем работала группа, состоящая из специалистов финансового профиля и депутатов. По итогам проверки, как и полагается, была составлена справка, содержание которой с легкостью может заинтересовать не только балансодержателей учреждения, но и правоохранительные органы.
Во-первых, как сказано в документе, часть материальных ценностей комбината, в том числе основных (следует понимать, автотранспорт), были не проинвентаризированы или неправильно пронумерованы. Это позволяет предположить, что машины могли использоваться не по прямому назначению, то есть не в образовательных целях.
Кроме этого, фактические показания спидометров автомобилей не совпадают с показаниями, отображенными в дорожных листах. Поэтому члены комиссии пришли к выводу, что данные о пробеге транспорта попросту подтасовываются: «Наличие топлива в баке в начале и в конце дня всегда составляет ноль литров, что практически невозможно», — цитата из справки.
Во-вторых, масса нарушений была выявлена в организации учебного процесса. Так, руководство МУПК, согласно справке, не учитывает требования по комплектации групп, из-за чего часы определенных предметов педагогам приходится читать по два раза. В денежном выражении это выливается в десятки тысяч гривен дополнительной нагрузки для районного бюджета.
Например, при объединении двух групп на специальности «водитель транспортных средств категории В» и двух — категории С возможно сэкономить более 20 тысяч гривен в год на оплату труда. К тому же, это не противоречит ни типичному положению, ни уставу комбината, регламентирующим количество учащихся — не более 35 человек в одной группе. «Выявленные недостатки дают основания считать, что организация учебного процесса... не контролируется администрацией МУПК вообще», — говорится в справке.
И последнее. Учет поступления топлива, которое каждый из учеников предоставляет для прохождения практических занятий по вождению автомобиля, производится в виде скретч-карт или в натуральном виде под роспись сдающего. Однако остатки топлива, как было определено проверкой, совершенно не учитываются. Следовательно, проконтролировать количество использованного учеником горючего не представляется возможным.
Ввиду выявленных фактов комиссия рекомендовала руководству комбината устранить огрехи в финансово-хозяйственной деятельности, а также предоставить мотивированные пояснения.
По требованию проверяющих спустя некоторое время директор МУПК Эдуард Копаненко в письме райсовету отчитался об устранении нарушений в деятельности предприятия. По его информации, материальные ценности на комбинате передаются согласно нормативным актам и полностью состоят на балансе учреждения. А по поводу неучитываемых — предоставить пояснения не представляется возможным, ведь в справке райсовета не указаны ни их количество, ни общая сумма.
В письме Копаненко также отмечается, что по результатам проверки сразу несколько ответственных работников МУПК привлечены к ответственности за нарушения при учете топлива и некорректное ведение документации. «Руководители групп А. Владыка, Р. Каа были предупреждены... За нарушение в ведении учебной документации мастера С. Шахов и В. Грибко привлечены к дисциплинарной ответственности... Подготовлено представление на отдел образования касательно привлечения к дисциплинарной ответственности заместителя директора по учебной работе Л. Полевик за допущенные нарушения в организации учебного процесса» (цитаты из ответа).
Кроме этого, как явствует из документа, в МУПК не отрицают, что допустили ряд грубых нарушений в хозяйственной деятельности: часть из них исправлена, а над устранением остальных пока работают специалисты. Но в то же время руководство учреждения склонно полагать, что проверяющие не изучили все аспекты деятельности комбината. Более того, как признался автору этих строк сам Эдуард Копаненко, он видит в действиях районной власти конкретное намерение устранить его от занимаемой должности. Дескать, такой руководитель «неудобный» для чиновников. И если им удастся добиться желаемого, то, по словам Эдуарда Сергеевича, комбинат лишат финансирования, и он просто закроется.
За подтверждением или опровержением сказанного директором МУПК коррреспондент «НД» обратился в Каланчакскую райгосадминистрацию. Ее председатель Анна Загорулько сказала, что об увольнении Копаненко речь не идет. А вот выговор по результатам проверки он получит однозначно. Необходимо также отметить, что районная власть не стремится ликвидировать комбинат. Напротив, буквально на последней сессии райсовета за счет свободных остатков бюджета на зарплату педагогам было выделено почти 134 тыс. гривен. Этого, по информации отдела образования, должно полностью хватить до конца сентября текущего года. Касаемо же последнего квартала года, то на этот период времени оплата труда работников МУПК пока профинансирована лишь частично. Но, во-первых, по ходу финансового года планируется внесение изменений в бюджет, а во-вторых, такая сложная финансовая ситуация в Каланчакском районе сложилась не только в комбинате.
«2016 год обещает быть очень тяжелым для бюджетных учреждений, — добавляет председатель районного профсоюза педагогов Антонина Куршпиль. — Однако РГА все равно ищет возможность, как «уместить» комбинат в бюджет района. И оптимизировать, а не закрыть! Этого не будет!».
После выделения средств на зарплату работникам МУПК стороны конфликта сели за стол переговоров. Видится, что это сейчас — единственный способ найти выход из сложившейся ситуации. И руководство учебного учреждения, и районные управленцы прекрасно понимают: комбинат — уникальный шанс на получение специальности для большой части сельской детворы. Многие из них не в состоянии оплатить стоимость обучения в вузе. А водительские специальности всегда востребованы в фермерской глубинке. Так что Каланчакский МУПК должен существовать. Осталось только решить, в каком виде и где на это взять недостающие средства.
"Новый день"