Сначала она шла в Херсонском театре очень долгое время в традиционном виде. Затем она распалась. Далее директор захотел ее восстановить и дал задание молодому и перспективному режиссеру Сергею Павлюку ...
Но режиссер не захотел выбирать легкий и накатанный путь и ставить ее в оригинале, традиционно, в таком виде к которому привыкли ли не все ведущие театры страны. Он решил написать инсценировку, адаптировать ее к современному зрителю и на это ушло более пяти лет.
О чем идет речь? Речь идет о премьере спектакля «Кайдаш & Sons» по мотивам ли популярного произведения Ивана Нечуй-Левицкого «Кайдашева семья».
Скоро херсонцы смогут оценить, что же из этого вышло, а сейчас я пообщалась с главным режиссером театра Сергеем Павлюком сразу после допремьерного показа...
Об этом пишут «Херсонцы».
- Почему именно «Кайдашева семья» или там спектакль по ее мотивам?
«Кайдашеву семью» театр заказывал в течение пяти лет, но он заказывал классический вариант, а я категорически против классического варианта. Нафталиновая представление, которое было в репертуаре Херсонского театра и других театров Украины не отвечает, на мой взгляд, и не раскрывает полной картины повести Ивана Нечуй-Левицкого «Кайдашева семья».
Это не глупая комедия с "глупыми хохлами в шароварах", которые друг друга бьют и смеются над этим. Это драма общества, это трагедия народа ...
Как по мне, настоящее соответствует полностью написанном Иваном Нечуй-Левицким еще 140 лет назад, то есть ничего не изменилось: проблема в семье, проблема отцов и детей, проблема государства, как таковой. Все, что написано там - актуально сегодня.
- Почему же тогда решили писать инсценировку и переносить в современное время, если ничего не изменилось?
Язык, который там, как минимум не сценическая, особенно для восприятия молодежью. В нашем театре есть проблема - часто мы ориентируемся на театрального зрителя в возрасте от 40-ка до 70-ти и теряем такой сегмент, как молодежь.
Поэтому с помощью этой работы я попытался охватить возрастную категорию от 16-ти до 35-ти лет. Там много современной музыки, а также свежая идея драматургини Натальи Блок, которая перенесла события в наше время. Хотя это уже третий вариант инсценировки.
- А какие же инсценировки были до этого?
Первую я написал, потом мы написали вдвоем с Антоном Лысенко, где события происходят в Олешках, а потом мы в конце концов подключили профессиональную драматургиню и перенесли события в Железный Порт.
- Что кардинально изменили в инсценировке?
У Нечуй-Левицкого была гора, которую никто не хотел раскопать, а у нас - это большая лужа, которая есть в каждом городе, в каждом селе ... Наше украинское бездорожье .... В этой же луже и погибает главный герой, отец семьи - Кайдаш.
Как по мне, это очень удачный эксперимент, хотя возможно он будет воспринят неоднозначно. Я отстаиваю мнение, что нафталиновый театр должен уйти в небытие, потому что Украина - это Европейское государство и мы должны идти в ногу со временем, а не тянуть мертвых лошадей из прошлого.
- Что за история нетрадиционных отношений, как можете прокомментировать?
У нас освободилось несколько девушек, и я принял решение - поставить вместо девушки парня. Таким образом, мы подняли проблему нетрадиционных отношений. У нас война, а мы боремся за права геев на Майдане Независимости ... Теперь эта тема тоже у нас поднимается.
- Какие еще проблемы охватили в спектакле?
Зависти, разрушение семьи, родителей и детей, нового поколения далее ... Этот спектакль поставлен наверное больше обо мне, чем о всей Украине. У нас невестка из Западной Украины, поэтому мы называем ее «бендеривкою» и это не значит, что мы ее обижаем, ведь это наши реалии ...
Я сам себя так называю, ведь моя мать из Западной Украины. Уникальность театра, на мой взгляд, в том, что в самом процессе создания спектакля можно, как отнимать, так и добавлять проблемы. Забирать те, которые уже не актуальны и добавлять новые. Хотя «Кайдашева семья» может быть вечной даже в том нафталиновом варианте.
- Что значит фраза «если мы не засыпать эту лужу, то москали придут и засыплют»?
Это срез на настоящее. Мы упустили Крым - могли упустить и Херсон. Как бы это ни было больно, но люди смирились с АТО и время вообще не знают, что происходит. Как по мне в Херсоне театр очень присоединился к популяризации украинской культуры.