30 марта в Херсоне состоялась премьера документальных и авторских пьес «Стокгольмский синдром». Желающих увидеть спектакли оказалось настолько много, что далеко не всем хватило места в зале ночного клуба «Ego», в котором проходил показ.
Тексты к спектаклям были написаны в нашем городе во время театрального семинара «Первое действие». Участникам семинара было дано задание написать пьесу на основе интервью с херсонцами. Благодаря социологическим методам были собраны мнения херсонцев о том, как им живется в городе, с какими проблемами сталкиваются, что они в нем любят и наоборот.
Пять отобранных пьес были поставлены силами участников семинара, при помощи профессиональных тренеров: Николая Гоманюка – драматурга, председателя Херсонского областного отделения социологической ассоциации Украины; Евгения Марковского – драматурга, участника драматургического семинара Royal Court (Лондон); Максима Афанасьева – режиссера, арт-директора ЦМИ «Тотем». Все спектакли вошли в программу «Стокгольмского синдрома».
Главный режиссер «Стокгольмского синдрома» - Макс Афанасьев.
Несколько слов о каждом из спектаклей:
«Скворечник»
Женщина, работающая в лотерейном киоске, напоминающем по форме маленький скворечник, рассказывает о своей работе, о своих клиентах, и, отходя от темы, вспоминает разные моменты из личной жизни.
Текст пьесы написала Татьяна Багацкая. Вдохновением послужило задание театрального семинара взять у «кого-то» интервью. Этим «кем-то» оказалась мама Тани. Целый день Таня просидела в киоске вместе с мамой и включенным диктофоном. Во время выполнения этого задания дочь услышала истории, о которых раньше не знала.
Актеры дословно пересказывали в спектакле расшифрованные монологи.
В роли режиссера выступила сама Татьяна. Форму подачи материала тоже придумала она сама. В дальнейшей работе ей помог Максим Афанасьев. Роль главной героини исполнила Катерина Пономаренко.
«Американская улыбка»
Главная тема этого спектакля - почему жители города хотят покинуть Херсон. Текст был написан методом вербатима (когда интервью расшифровывают дословно), а потом актеры его воспроизводят на сцене. Режиссером спектакля стал Николай Гоманюк.
Актрисы: Елена, Татьяна и Марина. Кульминационным моментом была фраза актера Сергея Зубарева: «Да много чего плохого, дурного и отвратительного в Херсоне. Но, не потому я ненавижу Херсон. Я ненавижу, потому что я пораженец в любви. Ненавидя Херсон, я, по крайней мере, могу рассчитывать на взаимность».
«Геймер»
Уставшая кассирша Светка возвращается с работы. Сняв пальто, она обнаруживает привычную для себя картину: муж – Влад снова играет в компьютерную игру, при этом, не обращая на нее никакого внимания. Эта история повторяется изо дня в день, но на этот раз Светка не закрывает глаза на происходящее, а решает высказать ему все, что наболело за долгий период времени. И полетел ряд обвинений. В свое оправдание Влад находит различные отговорки, к примеру: «Я не могу работать из-за травмы ноги», «Я не могу работать, потому что родители перестанут помогать», или «В городе нет достойной работы». Своим поведением он доводит Светку то до слез, то до ярости и драки.
В главных ролях – Янина Лебедева и Леонид Ежуров.
Текст написан Еленой Астасьевой на основе реальных событий.
Режиссер – Макс Афанасьев.
«Цихлазома»
Любаня и ее спутник – младший сержант милиции Олег, решили устроить себе «романтик» в местном баре «Нептун». Олег хвастается своим героизмом, рассказывая Любе о своих «победах» и опасных ситуациях на службе. Люба гордится своим мужчиной и всячески пытается спровоцировать ситуацию, в которой он мог бы проявить себя и защитить хрупкую девушку. В момент, когда Любаша все-таки нарывается на «неприятности», он резко вспоминает, что ему нужно убегать, при этом, даже не заплатив по счету.
И все бы ничего, но Любаша оказалась рыбой, и не просто какой-то там, а цихлазомой!
В главных ролях: Татьяна Багацкая и Влад Ракович.
История написана Александром Зыряновым.
Текст цихлазомы - Евгения Марковского.
Режиссеры – Ольга Семенюта и Максим Афанасьев.
«Гэ Херсон»
Текст расшифрован из скайп-разговора участницы театрального семинара Дианы с ее знакомыми – Катей и Лолитой, студентками факультета филологии. Периодически в скайпе появлялись парни из Питербурга со своими репликами. Разговор начался с вопроса: почему девчонки говорят «г», а не «гэ». После бесконечных «гыгыгы» и «ололо» они с горем пополам объясняют свою позицию, а также в целом делятся своими соображениями по-поводу их «лайф стайла».
Иногда высказывания подруг поражают воображение своим хамством и циничностью.
Режиссеры: Наталья Блок и Макс Афанасьев.
В ролях: Диана Блбулян, Ольга Семенюта, Янина Лебедева и Александр Юдин.
***
После показа спектаклей состоялось обсуждение.
В конце апреля состоится 2-й показ документальних спектаклей о Херсоне.