С такой инициативой на областные власти вышла Инспекция охраны памяток истории и культуры. Согласно этой задумке, заповедник будет называться «Амадока» — по названию города — легендарной столицы скифского царства (он, по преданиям, находился именно на территории современной Таврии). Под «Амадоку» предполагается отвести 70 гектаров земли у села Красный Маяк, где находятся позднескифское городище и могильник.
Городище начали раскапывать еще в восьмидесятых годах прошлого века, однако из-за безденежья работы не раз приостанавливались. С 2011 года раскопки продолжили специалисты Инспекции охраны памяток истории и культуры на средства областного бюджета, однако их темпы остаются довольно скромными все по той же причине крайне ограниченного финансирования. Так что на сегодня изучено менее десятой части территории будущего заповедника. А в охране памятка истории как раз очень нуждается хотя бы для защиты от набегов «черных археологов» и для защиты от варварского уничтожения либо расхищения уникальных артефактов, которое хранит городище.
— Отвод земли под будущий заповедник «Амадока» станет «безболезненным». Ведь большая их часть уже имеет охранный статус земель историко-культурного назначения, которые не ушли под распаевку, и там не ведется никакая хозяйственная деятельность. Еще треть находится в ведении местного лесхоза, хотя лес там и не растет. Вот передачу этой части надо будет согласовывать на уровне Кабинета Министров Украины, — делится планами начальник Инспекции охраны памяток истории и культуры в Херсонской области Иван Солоницкий.
Не далее, как в прошлом году часть депутатов областного совета предлагала ликвидировать Инспекцию охраны памяток истории и культуры, дабы сэкономить миллион бюджетных гривен. Тогда здравый смысл восторжествовал, и предложение «не прошло». Однако еще неизвестно, смогут ли ученые и краеведы убедить поборников бюджетной экономии в необходимости профинансировать еще и содержание нового заповедника. Тут, по-видимому, необходимы будут усилия общественности, журналистов и той же облгосадминистрации.
Сергей ЯНОВСКИЙ, Новый день