Вчера в Херсоне выстрелом в голову убит представитель криминальной среды Игорь Быков, известный как «Быня».
Погибшему было 39 лет. Респектабельные представители херсонского бомонда написали, что Быков был человеком в своем роде приличным и даже «поддерживал порядок» (не уточнили, где). Некоторые засомневались, что «Быня» был таким уж авторитетом. Но одним из лидеров криминальной среды он точно был.
Случай тревожный: неужели в Херсон возвращаются бандитские войны 90-х? Опасны они не только сами по себе. Уголовные разборки - внешний признак преступного способа ведения бизнеса. И общей криминализации жизни.
С большим трудом государство и правоохранители смогли к началу этого столетия укротить беспредельную организованную преступность. Загнать ее в рамки. Выжившие предводители банд стали полуреспектабельными бизнесменами или удалились от дел. Новые преступные группировки не достигали размаха деятельности и размера старых.
Жизнь как-то наладилась. Неужели сейчас, одновременно с дестабилизацией жизни, криминальные 90-е возвращаются?
Как это было
Напомним только самые яркие случаи преступных разборок в Херсонской области 1990-х и начала 2000-х.
В 1994 году убит у подъезда своего дома из пистолета ТТ заместитель председателя Херсонского областного совета Владимир Путин (да, да!) вместе с водителем. По тому времени это была должность аналогичная заместителю губернатора. Причина – передел сфер влияния на рынке нелегальной торговли ГСМ, украденных с Херсонского нефтезавода, и других видов незаконной деятельности.
В течение года убиты ещё три полукриминальных бизнесмена из этой сферы.
Самое яркое криминальное событие того времени - убийство в 1995 г. главного преступного авторитета Херсона Александра Ковальчука по кличке Солнышко. Он был расстрелян из автомата через стекло в кафе на проспекте Ушакова.
Причастными к этим убийствам считают группировку преступных авторитетов «Берёзы» и «Сироты». «Береза» пропал без вести, а «Сирота» убит сотрудниками милиции при задержании в 1997 году.
В 1996 году в офисе на улице Мира расстреляны из автоматического оружия с применением гранаты сотрудники охранного агентства, члены казацкой организации. Трое убиты, семеро ранены. С этими разборками связывают ОПГ криминального авторитета «Мастера» (Александра Парчука).
Сам «Мастер» в 2001 году застрелен вместе с женой из пистолета ТТ у своего дома прямо в машине. Впоследствии осужденный всместе с подельниками убийца Владимир Брик был связан с группировкой «Москалов» - отца и сыновей Москаленко, выходцев из Высокопольского района Херсонской области. Хотя более правдоподобно, что работал он по заказу конкурентов Парчука по одному из видов криминального бизнеса – незаконным поставкам в колонии табачных изделий.
Ранее, в 2000 году, в полусожженной херсонской квартире милиция нашла тела двух зарезанных бизнесменов — руководителей киевского ЗАО «Тютюнпром» Юрия Янковца и Юрия Емельяненко, с которыми «Мастер» поддерживал деловые отношения.
ОПГ «Москалов» ликвидировано СБУ и милицией в 2002-2004 годах. Руководители осуждены на длительные сроки заключения, многие участники уехали из области.
В 2005 году убит криминальный авторитет Владимир Зильберг («Зиба») в принадлежавшем ему ночном клубе «Кизомбо». Позднее за это убийство были осуждены профессиональные преступники Владимир Шпинда, Дмитрий Кравченко и Игорь Пантала. В 2016 году они вышли на свободу по «закону Савченко».
Ещё был разборки с участием банд «Чумаков» (братьев Чумаченко) из Каховки, «Чеснока» из Скадовска, Кима из Белозерки и других.
В пиковое время криминальных войн в середине 1990-х в херсонских бандах насчитывалось до 150-200 активных боевиков, вооруженных огнестрельных оружием. Они его применяли не задумываясь. За 1990-е в Херсонской области убили десятки уголовных авторитетов и связанных с ними бизнесменов. И гораздо больше простых граждан стали жертвами бандитов.
Беспредельный отстрел был пресечен правоохранителями к концу 90-х, началу 2000-х. Убийство Зильберга – исключение, последний выстрел преступной войны. Большей частью профессиональные преступники 90-х были перебиты, посажены, прекратили преступную деятельность или уехали.
«Девяностые» ближе, чем кажется
Вторая половина 2010-х похожа на 1990-е падением уровня жизни, распространением огнестрельного оружия, снижением профессионализма полиции (милиции), из которой, как и тогда, увольняются лучшие сотрудники. В обществе также ширится жестокость, культ насилия, пренебрежение к другим людям. К этому добавилась война и социально-политическая нестабильность.
Все условия для роста криминала есть, что и подтверждает статистика. В Херсоне она особо пугающая: сильно выросло число умышленных убийств.
Убийство Игоря Быкова может открыть новую кровавую страницу в криминальной жизни Херсонщины. Двадцать с лишним лет назад государству понадобилось почти десятилетие, чтобы побороть уличную войну. Это стало возможным только на основе экономического укрепления страны, которое с переменным успехом началось с момента введения гривны.
Сейчас разошедшийся криминал укротить будет некому.
Федор СУМЧЕНКО, Монитор-Юг