Где ищет защиты и помощи законопослушный гражданин, которого обворовали, избили или у которого обманом отняли имущество? Конечно, у правоохранителей — в прокуратуре, полиции или СБУ! Однако нынче и стражи порядка далеко не всегда могут защитить семьи своих же сотрудников. А самое печальное, что порой еще и не горят желанием это делать, считает майор полиции Юрий Савченко.
Следствие не торопится
Юрий Савченко работает в системе МВД Украины дюжину лет. Прошел путь от патрульно-постовой службы до инспектора управления превентивной деятельности Главного управления Национальной полиции Херсонщины. Но, кроме того, он с женой Наной воспитывает шестерых детей, самой старшей из которых (девушке-школьнице) 17 лет, а самой младшей — только 7 месяцев. И как-то на семейство свалилась двойная беда: Юрий попал в больницу, а жена стала жертвой нападения уличных преступников. Когда она вечером бежала в магазин, чтобы купить продуктов к ужину, ее перехватили двое молодчиков. 38-летнюю женщину несколько раз ударили по голове, повалили на землю и сбежали, ничего у нее не взяв.
Нана и Юрий Савченко до сих пор убеждены, что нападение связано со служебной деятельностью главы семьи. Однако ни подтвердить, ни опровергнуть этой версии до сих пор не могут, поскольку дело не раскрыто, а нападавшие не найдены. И не похоже, что их вообще ищут, говорит майор Савченко.
— Как законный представитель собственной супруги я поинтересовался, как идет расследование дела о странном нападении на нее. Мне ответили: материалы уголовного производства переданы для изучения в прокуратуру Днепровского района Херсона. Прихожу в прокуратуру, прошу ознакомить меня с ними. Открываю заветную папочку, и нахожу в ней только заявление от потерпевшей, ксерокопию врачебной справки да постановление о направлении Наны на судебно-медицинскую экспертизу. Причем уголовное производство по статье 125 УК Украины начато 27 января, а постановление о направлении на СМЭ следователь вынесла только 26 февраля, то есть через месяц. При этом в документе явные нестыковки: нападавший указан один, хотя их было двое, неверно названо место преступления, — насторожен Юрий Савченко. — Кроме того, в папке я не нашел протокола осмотра места происшествия, копии поручения следователя оперативникам об изъятии записей с камер видеонаблюдения рядом с ним. А ведь за месяц их могли и стереть.
Опасаясь, что дело о нападении на жену пытаются отправить в долгий ящик и следствие нужно активизировать, семья Савченко нанимает профессионального адвоката. Тот идет в прокуратуру с просьбой тоже ознакомиться с материалами уголовного производства и… получает от ворот поворот — дескать, документы уже вернули обратно в полицию.
Выходит, возмездие преступников до сих пор не нашло, восстановление справедливости откладывается на неопределенный срок. Между тем, избиение для матери шестерых детей даром не прошло: Нана до сих пор вынуждена лечиться, у нее ухудшилось зрение, мучают приступы головной боли.
Эхо антимайдана?
А теперь самое интересное. По мнению инспектора управления превентивной деятельности Главного управления Национальной полиции в Херсонской области майора Юрия Савченко, нападение на его жену — часть давления на него самого. Юрий Савченко говорит, что коллеги в высоких чинах, работавшие в областном управлении МВД еще при Януковиче, не простили ему сдачи информации о местных организаторах антимайдана. В служебном компьютере, доставшемся ему от предшественника, Юрий обнаружил любопытную папочку, так и называвшуюся «Антимайдан». А в ней — отчеты сотрудников ГАИ с датами и количеством отправленных в Киев активистов Партии регионов и «титушек», номерами автобусов, именами и фамилиями их водителей, а также «старших групп». Сам факт наличия таких отчетов свидетельствует, что тогдашнее руководство милиции было как минимум в курсе таких выездов, если само не участвовало в отправке людей, изображавших «всенародную поддержку» режима президента-беглеца Виктора Януковича. Но теперь с ними, хочется верить, будет разбираться прокуратура или СБУ.
Еще 23 февраля нынешнего года Юрий Савченко направил прокурору Херсонской области Сергею Ромасю письмо о найденных отчетах по антимайдану, приложив к ним 12 страниц документов, извлеченных из памяти компьютера. Посмотрим, хватит ли у Сергея Ивановича гражданской смелости, чтобы выполнить свой служебный долг. А заодно и дать правовую оценку «организаторским талантам» бывших милицейских руководителей и тех старших офицеров, которые остались на службе в полиции и теперь преспокойно работают уже на новую власть.
Сергей Яновский, Новый День