Например, частные детсады без документов в областном центре функционируют под вывесками центров раннего развития ребенка. Их количество в Херсоне растет, как грибы после дождя. И то, что на них учредители даже не собираются получать лицензии, — еще полбеды. Такие учреждения зачастую размещают в арендованных помещениях ветхих особняков, и даже в квартирах и пристройках жилых многоэтажек. То есть здесь не гарантируется ни безопасность малышей, ни соблюдение элементарных санитарных норм, правил хранения и приготовления пищи (если детей вообще хоть как-то кормят). Родители довольны уже тем, что есть возможность оставить под присмотром своих чад за скромную плату, а на большее и не претендуют. Хотя соседством с такими полулегальными детсадами довольны далеко не все херсонцы.
— Управление образования получило жалобу от жильцов многоэтажки по улице Илюши Кулика, в котором разместился такой вот «центр развития». Как утверждают авторы обращения, без их согласия под игровую площадку для юных посетителей этого центра «явочным порядком» забрали часть двора. Но этим не закончилось: в центре существует что-то вроде музыкального класса, и там с утра до вечера играет музыка. Из-за шума пожилые люди в этом доме не могут спокойно отдохнуть — нет покоя, — рассказывает начальник отдела дошкольного управления образования Херсона Татьяна Чурилова. — Наше управление проверять такие заведения не вправе. Поэтому направили запрос от горсовета, на основании каких документов в обычном жилом доме работает дошкольное учреждение. Ответа пока не получили, и если он не поступит, материалы о «вселенцах» передадим правоохранительным органам.
Еще в прошлом году правительство Украины упростило создание у нас частных детсадов. Для этого достаточно лицензии от областного департамента образования и науки. Однако бизнесмены совсем не рвутся ее получать, поскольку контролирующие органы сразу же заинтересуются, обеспечивают ли ребятне надлежащие условия, и пойдет проверка за проверкой. Так что «частники» поступают проще: регистрируют центры раннего развития ребенка на предпринимателя-физическое лицо. Затем арендуют или выкупают в каком-либо здании квадратные метры, дают для привлечения клиентов объявления в интернете либо оплачивают уличную рекламу и вперед — собирать с родителей денежки.
В подобных центрах далеко не всегда работники имеют диплом педагога либо психолога, или хотя бы опыт работы воспитателя в настоящем детском саду. Но на нехватку клиентуры здесь, как правило, не жалуются, — особенно летом, когда те же коммунальные детсады закрывают до сентября. Ведь не у всех семей есть возможность оставить малыша на попечение дедушек-бабушек, да и вместе уехать в отпуск на море не получается. А тут возникает удобная возможность — оплатить дневное времяпровождение чада в заведении с оч-чень располагающей к себе вывеской. Центр раннего развития ребенка звучит авторитетно. Вопрос только в том, не является ли этот авторитет «дутым» и есть ли настоящее отличие между подпольным детсадом и предлагаемой «альтернативой».
Сергей ЯНОВСКИЙ, Новый день