Время от времени в СМИ Херсона появляется информация о том, как общественники и даже патрульная полиция борются с надписями, рекламирующими продажу наркотиков на стенах зданий в Херсоне. Но их меньше не становится.
Оказывается, этому есть экономические причины. Настолько серьезные, что журналисты даже называют продажу наркотиков «самым успешным стартапом». Почему? Читайте в журналистском расследовании «Вестей»:
«Распространение, продажа, хранение и изготовление наркотиков в нашей стране – уголовное преступление. Но рынок этих веществ настолько изменился, что власти не в силах его контролировать. "Вести" пообщались с человеком, который зарабатывает торговлей запрещенными веществами уже третий год, и узнали, как устроен розничный наркобизнес.
Начал с "шишек”
"Я начинал с 200 долларов, а сейчас оборачиваю до 40 тысяч в месяц. Заработать миллион долларов за пять лет вполне возможно, если быть осторожным и работать", - говорит наш собеседник, "барыга". 25 лет, недавно закончил ВУЗ, ездит на скромном Опеле, на ногах – дорогие кроссовки Asics.
Познакомиться с ним было несложно – сработала теория «шести рукопожатий», а в нашем случае – трех. Экстази, ЛСД, амфетамин, каннабис и кокаин доступны любому покупателю, а сами вещества давно являются спутниками городского образа жизни. Изредка принимать "рекреационные наркотики" – это давно не означает быть маргиналом. Наш собеседник попросил обеспечить анонимность и изменить его имя – пусть он будет Романом.
Как и многие украинцы, он изредка пробовал рекреационные наркотики. Это были MDMA ("экстази") и марихуана. Его бизнес начался с "шишек": Роману просто надоело "пробивать" их своим приятелям у "мутного типа". В интернете он заказал семена марихуаны и специальную лампу – через пару месяцев у него был урожай "шишек". Роман рассказывает, как начал извлекать прибыль из своего увлечения ботаникой: "Три года назад за грамм приходилось отдавать 150 гривен, а тут у меня вырос отличный урожай – 30 шишек.
Как я потом понял, это был хилый урожай, я ведь не врубался, как выращивать, вообще не шарил в ботанике. Сначала я угостил нескольких друзей, и они оценили качество. Не буду вдаваться в подробности, но товар я стал продавать со второго урожая. Тогда я сразу понял, что мои шишки ничем не хуже тех, что продают в Киеве. Первый покупатель – мой одногруппник, он взял сразу 20 штук, и через три дня мы делили кэш".
Уже через полгода у него дома была целая плантация из трех десятков кустов конопли. "Да, был запах, но ничего прямо уж резкого. Когда приезжали родители, я говорил, что в комнате ремонт. Пришлось купить мешок штукатурки и насыпать у порога, но батя порывался помочь. Так я понял, что нельзя жить и выращивать в одной квартире. Более того, если бы вдруг пришли менты, то я бы никак не отмазался. С травички я уже зарабатывал в полтора раза больше, чем на работе, а покупатели просили подкинуть им "круглых" (экстази) и "марок". К тому же, на этой теме я познакомился с парнем, который делал "фен"(амфетамин) для одного из магазинов. Ну, мы начали меняться: я ему "шишки", он мне - порошок. Кстати, он до сих пор толкает мой продукт –я обеспечиваю нормальное количество людей уже. "Фен" я перепродавал уже перефасованным по грамму. Самое стремное было, когда мы договорились с одним крупным барыгой о сделке в "Новусе”. Я положил сумку с игрушкой и вшитым в нее порошком в камеру хранения, а он закидывал деньги мне на карту Приватбанка. Мы встретились у прилавка с сырами, и я отдал ему ключ от ячейки – и в эту же секунду пришла смс-ка о пополнении счета. Реально как в кино!", - рассказывает Роман.
От заказа до закладки – один час
Наш собеседник говорит, что продавать большими партиями не очень-то выгодно. Гораздо лучше наладить розницу, и тут уже вступают в силу правила маркетинга и накопление деловой репутации. К тому же нужно работать самому – контролировать людей, которые делают "закладки", мониторить спрос и ежедневно обрабатывать заказы.
"Часто бывает, что закладчик работает плохо или вообще перестает делать закладки. Тогда страдает бизнес, клиенты оставляют плохие отзывы и продажи падают. Я ведь вкладываю в репутацию, а кладеры на это плюют!", - говорит наш знакомый дилер. Дело в том, что он наладил сбыт через Telegram, а кладеры – это люди, которые делают закладки, то есть доставляют вещества в определенное место и отправляют его координаты и описание покупателю. Так работает Роман и еще десятки дилеров в Украине. Например, вы видите граффити с адресом в мессенджере и заказываете наркотики. Из рук в руки вы их не получите, но после оплаты вам придет сообщение с указанием места, где можно забрать товар.
Такая схема удобна, и для полиции вы практически неуязвимы, ведь контакт между потребителем и продавцом исключен. Роман говорит: бывают случаи, когда обычные люди находят закладки и забирают наркотики себе. Но это неизбежный риск. Сам он требует от своих закладчиков прятать пакеты в надежных местах – это не должны быть клумбы во дворах или детские площадки. Раньше он пользовался услугами закладчиков, которые постоянно потребляют наркотики. Теперь предпочитает нанимать людей без зависимости, поскольку они относятся к работе более ответственно. Никого из своих кладеров он не знает по имени, не говоря уже о том, что личные встречи с ними исключены.
"Выгоднее всего работать с людьми, которые сконцентрированы на зарабатывании денег, а не на тусовках или употреблении. Ребята зарабатывают больше штуки баксов за хлопотную, но безопасную, при соблюдении всех правил, работу. Если ты несешь с собой товар на 10 000 гривен и выглядишь подозрительно, то полиция тебя "выкупит" сразу – а это срок. Но меня, повторюсь, они не знают и сдать не смогут. Менты вообще довольно однообразны – им до сих пор нужны показатели, а если сажать всех, кто потребляет, то надо арестовать половину Киева", - говорит Роман.
Веселая новая почта
Бизнес нашего собеседника сосредоточен не только в столице. Ежедневно он комплектует заказы из регионов, и специальный человек отправляет их «Новой почтой». Склады Романа находятся в арендованных квартирах в нескольких районах Киева. Одним и тем же отделением почты никогда не пользуется. В распоряжении Романа четыре "левых" паспорта и несколько мобильных телефонов. Как только у сотрудников службы доставки появляются вопросы, сотрудники Романа меняют сервис и отделения. Типичное отправление – это мягкая игрушка, книга или сувенир, в котором спрятаны вещества. Но самое выгодное – это завести свои сервисы в регионах – нанять людей, которые будут брать у тебя товар и продавать его в своем городе.
"Сейчас уже год, как провинция распробовала классику вроде MDMA и экстази – и новые "сладости". Люди реально готовы платить за хороший товар, и покупают не два-три грамма, а берут малым оптом. Я только за и всегда даю хорошую скидку таким клиентам. Единственное, что я советую: не светить свою почту и номера телефонов – будьте осторожны, Большой Брат не дремлет!", - рассказывает Роман.
Продавать много и зарабатывать хорошо он стал, когда наладил поставки веществ из Китая и Европы. С каждой тысячи долларов, вложенных в товар и доставку, Роман получает четыре, но после расфасовки и розничной продажи. Значительную часть прибыли забирают закладчики, но без них бизнес невозможен. Путь от продавца выращенной дома конопли до владельца среднего интернет-магазина Роман прошел за три года. Кажется, что это один из самых успешных украинских стартапов.
Вместе с тем, полиция периодически отчитывается о задержаниях "закладчиков" и производителей запрещенных веществ. На сайте Нацполиции опубликована информация об изъятии экстази и амфетамина на полмиллиона гривен. Сотрудники полиции остановили распространителя наркотиков для проверки документов и обнаружили при нем расфасованные наркотики. Большую партию он хранил в арендованной квартире на Харьковском шоссе. Но отследить все "магазины", которые продают через закладки, просто нереально.
Эксперт по правоохранительной деятельности Григорий Кабанченко считает, что полиция не может победить наркопреступность при отсутствии внятной государственной политики относительно оборота запрещенных веществ. "Если бы государство отрегулировало ситуацию, то и был бы спрос с полиции, а не так как сейчас – правоохранителей делают крайними, - говорит Кабанченко. - Полицейскими методами такие проблемы не решаются. На сегодняшний день в стране полмиллиона употребляющих наркотики. Полиция может не допустить продажи у школ, например. Но с закладками бороться практически невозможно, и все это прекрасно знают"».