Коммунальщики с банкирами не договорились, и тысяча беспомощных стариков остались без компенсаций по «замороженным» советским вкладам.
В Херсоне — «затор» с выплатами компенсаций от государства по «замороженным» вкладам советских лет. В областном управлении «Ощадбанка» говорят, что с начала июня здесь ежедневно получают от 20 до 40 телефонных звонков и жалоб от стариков, которые по состоянию здоровья сами за компенсацией прийти не могут, а их родным и близким в оформлении доверенностей отказывают. Пенсионеры и ветераны пишут возмущенные письма не только в финансовые учреждения, но и в Кабмин, администрацию Президента Украины. «Моей матери — ветерану Великой Отечественной — 84 года, и сама она в банк прийти не может, так как просто уже не ходит. Нужна доверенность, однако частный нотариус берет 240 гривен за то, чтобы составить ее и заверить.
Это можно было бы сделать в ЖЭКе по месту жительства бесплатно, да только его работники отказываются — говорят, такая услуга не входит в их обязанности, а Президент и Премьер-министр им не указ», — сокрушается дочь херсонского ветерана Нэта Сивокос.
— Из тех 170 тысяч человек, которые имеют право на компенсацию в Херсонской области, тысяча — это те самые херсонские старики, которые самостоятельно передвигаться не в состоянии. Принуждать их платить нотариусам за оформление доверенностей, когда значительно проще поставить на документ печать жилконторы, было бы непорядочно и неправильно, — комментирует начальник областного управления АО «Ощадбанк» Владимир Дубровский. — Я обратился к руководству Херсонского горсовета с письменной просьбой повлиять на жэковское начальство, однако коммунальщики отказываются заверять доверенности на право получения компенсаций за стариков, которые не в состоянии самостоятельно передвигаться.
— Обращение «Ощадбанка» мы получили, однако повлиять на ЖЭКи в этом плане не можем. Городские власти не вправе заставить даже коммунальные конторы заверять доверенности — в их полномочия такое просто не входит. Это же не просто печать на бумагу поставить, и забыть о ней. Во избежание злоупотреблений сотрудник жилконторы должен прийти на дом к человеку, удостовериться, что вкладчик не умер, а действительно поручает кому-то из членов семьи оформить и получить компенсацию. А у коммунальщиков и так масса другой работы, которую за них никто выполнять не будет. Даже если бы это было платной услугой, ЖЭКи не имели бы права ее оказывать, так как отечественным законодательством о ЖКХ подобное не предусмотрено, — парирует начальник управления жилищного хозяйства Херсона Алексей Рыбаков.
В общем, ситуация «патовая». Херсонские коммунальщики предлагают заняться оформлением доверенностей банкирам, а сотрудники «Ощадбанка» говорят, что они и так работают на пределе возможностей: обслужить 170 тысяч человек — это не шутка. Так что крайними остаются все те же лежачие старики: хоть бери и вези их в ближайшее отделение банка на каталке, в сердцах говорят родственники.
На компенсацию, добываемую с такими сложностями, можно было бы «махнуть рукой». Но беда в том, что большинство семей, ухаживающих за «лежачими» дедушками и бабушками, зажиточными не назовешь, и тысяча гривен от государства — для них большое подспорье, от которого грех отказываться.
Сергей Яновский, "Голос Украины". Фото Николая Мякшикова (Укринформ).