«Если бы не строители пирамид, кто бы знал имена фараонов», - не знаю, кто это сказал. Но ведь прав, черт возьми. Ой, как прав.
В минувшие десятилетия профессия строитель считалась самой мирной и повседневно-возвышенной. Тот, кто строит! После кого на пустыре вырастали дома, улицы, поселки… Громады проспектов и площадей... Кварталы, микрорайоны, города... Дороги и больницы, фабрики и кинотеатры, детские сады, плотины и атомные станции…
В нашем городе строительный бум начался в конце 60-х, а его развитие пришлось на 70–80 годы минувшего столетия. Именно тогда Херсон активно развивался. Возводились целые микрорайоны. Выделяемые на это "союзные" деньги не успевали осваивать. Был даже лозунг - «Ударные стройки пятилетки». Сегодняшние идеологи его пугаются, пытаясь вычеркнуть определенные вещи из прошлого как «кошмарный сон». Но куда девать славные страницы истории? Кто, как не строители, приложили руку не фигурально, а в прямом смысле, создавая и омолаживая наш город.
В День строителя мы говорим об этом с Владимиром Сальдо - человеком, знающим, что такое строить, не понаслышке. Он имеет непосредственное отношение ко многим городским объектам. Причем, сразу в двух ипостасях. Пройдя путь от обычного строителя до руководителя одной из самых крупных строительных организаций в городе, с 2002 по 2012 годы он - Херсонский городской голова.
Кор.: С Днем строителя, Владимир Васильевич. Об этой профессии ходит много баек. Есть ли шутка, наиболее близкая Вам?
В.С. «Неверно выбранная длина гвоздя увеличивает вероятность встречи с обозленными соседями!”. Этот совет начинающему строителю, по-моему, очень меткий.
Кор.: И часто Вам приходилось сталкиваться с подобными “гвоздями”?
В.С. Как и всем. У нас в государстве есть три направления, в которых разбираются все. Знаете какие? Журналистика, политика и строительство. Это сплошное творчество и здесь все “специалисты”. Но строительство – самое конкретное. Ну кто хоть раз в жизни им не занимался? Таких людей нет. Ремонты, переделки, обновление, усталость и наслаждение тем, что получилось. Все это – составляющие нашей жизни. И если все это есть, жизнь продолжается.
Кор.: Вы обратили внимание, насколько сейчас сменились приоритеты? Раньше руководителями становились люди, прошедшие определенный трудовой путь, испытания опытом. А сейчас главное, чтобы ты был чей-то.
В.С. Да и раньше это было. Чьи-то всегда проходили быстрее. Правда, надолго не задерживались. Все равно возвращались к профессионалам. Сейчас такое время. Когда волна накрывает берег, она обнажает многое, что на нем есть. А революция – это шторм. Мы ее пережили и нужно пережить этот период обнажения. Но, знаете, я уверен, что рано или поздно все станет на свои места. Востребованность в опыте, знаниях и профессионализме никуда не денешь. Это актуальное требование нормальной жизни и нормального развития. Жаль, что время уходит. Главное, чтобы не получилось как в известной шутке: "Пока мы строили социализм, в Швеции строили дороги…".
Кор.: Что дала Вам профессия строитель? Пожалуй, за все время Вы были самым "неудобным" мэром и заказчиком для всех подрядчиков. Того, кто разбирается в технологии, не обманешь. Да и на «мякине» не проведешь.
В.С. Да, это закалка. Стройка - это большие коллективы, знаменитые бригадиры. Я ведь из семьи строителя. Отец в 50-60-е принимал участие в строительстве крупных обогатительных комбинатов в Кривом Роге и Николаеве. Ну а в Херсоне строительные и смежные с ними предприятиями стали для меня семьей. И когда уходил из нее в 2001 году заместителем губернатора, очень тяжело переживал расставание. Хотя, потом моя семья увеличилась. В нее вошли все горожане. Такова работа мэром.
За 20 лет непосредственно в строительстве было построено столько, что, когда начинаешь вспоминать, все и не вспоминается. Херсонский аэропорт, и главные очистные сооружения, парк Славы, областная библиотека - сейчас она носит имя Олеся Гончара. Мы строили корпус университета, где сейчас расположен лицей им. Олега Мишукова, строили много объектов судо- и нефтезавода, школы, детские сады, диагностический центр. Были и неудачные объекты. Но кто из нас не ошибается? И потом: лучше сожалеть о сделанном, чем о том, чего не сделал.
Мне было и легко, и сложно работать мэром. Потому что город и под землей, и на, и над ней я знаю очень хорошо. Это облегчало и усложняло задачу. Потому что, зная коммуникации, я часто отказывался от тех технологий, которые предлагалось применить. Пусть они и более дешевые, но качество бы не обеспечилось. Пришлось бы переделывать очень скоро, и это вышло бы дороже, чем применить новые технологии сразу.
КОР.: А горы критики?
В.С. А куда без них? Меня, например, “уламывали" не делать капитальный ремонт площади Победы. А Вы помните, что там творилось еще несколько лет назад? Она была как после бомбежки. Так вот, в горсовете была целая группа депутатов с всегда “подогретыми" общественниками, которые давили: только ямочный ремонт. Это будет в разы дешевле. Но я настоял, и горсовет меня поддержал. Заказали качественный проект, применили новейшие технологии и сделали капитально на года. Посмотрите, этот наиболее загруженный транспортом участок до сих пор служит “на славу". А прошло уже 5 лет.
КОР.: Строительная отрасль вообще, как лакмус экономики. Проявляет проблемы, подчеркивает достоинства.
В.С. Музыка (смееется - авт.). Вспомните, как раньше строили. Я говорю о темпах и приоритетах. Это была мощнейшая индустрия, где работали тысячи людей: и на строительных предприятиях, и на смежных.
Чтобы возводить Шуменский, а затем Таврический, в городе был построен целый домостроительный комбинат (ДСК). При строительстве Шуменского внедряли передовые на тот период технологии - крупнопанельного и блочного строительства. На ДСК просто изготавливали панели и дальше собирали их в готовую «коробку» – практически, готовая комната. Ее грузили на строительной площадке, краном поднимали на этаж, где сварщики приваривали готовую «коробку» к уже существующим. В зависимости от того, насколько производительно работал ДСК, с такой скоростью строились и дома.
Кор. Скажу честно, ностальгию по работающей строительной технике мы чувствуем все. Сейчас строительство в Херсоне переживает далеко не лучшие времена. Нет и тех производственных мощностей, которые были 20 – 30 лет назад.
В.С. Да, спады бывают. Но за ними обязательно будут подъемы. Подобные периоды мы уже переживали. И пережили. И снова начинали строить.
Сейчас, конечно, строительные работы уменьшились, но без них ни город, ни люди жить не могут. Как женщина, знаете, если женщина следит за собой, несмотря ни на какие проблемы, она находит возможности это делать. Так и город. Здесь восстанавливать надо много и всегда.
Поэтому, с Днем строителя я поздравляю всех. И всем желаю оптимизма, уверенности, возможности работать, а, значит, зарабатывать.
Такой вот получился разговор. Продолжая слова своего собеседника, скажу, что мы тоже верим… Верим, что в самое ближайшее время снова появятся таблички: «Требуются каменщики», «Нужны монтажники», «Нужны…», чтобы Херсон развивался и нормально функционировал. Строители ведь, как врачи, способные своевременно и качественно «лечить места, где мы живем".
Наш город – молодой, светлый, зеленый, но как-то "постарели" его органы жизнеобеспечения. И стали нужны те, кто будет их лечить.
Городу нужны специалисты!
Ольга Власенко.