В экономике Украины, а также Херсонщины, мы сегодня имеем кризис недопроизводства товаров группы «Б». Рынок заполнил импорт. Зато, ведутся разговоры о строительстве мостов, о магистральных развязках, которые стоят миллиарды гривен.
Есть такие научные работники и политологи, которые связывают цикличность колебания кризисных ситуаций в экономике с пятнами на солнце, с оборотами планеты Венеры, а возможно, это все связано с приходом разных управленцев и принятием ими региональных, правительственных решений.
С конца 1990-х годов Херсонщина, как и в целом Украина, имела особенность не кризиса перепроизводства, а кризиса недопроизводства.
До 60% предприятий Херсонщины, как и вся промышленность позднего Советского Союза, работали на военно-промышленный комплекс. Именно в нем было задействовано 40% работоспособного населения. После обретения независимости, можно с уверенностью утверждать, наибольшее разрушение испытала Херсонщина. Понятно, почему этот факт многими чиновниками замалчивается, потому что все построеное за 75 лет советской власти в период с 1999 по 2003 год было доведено до банкротства, приватизировано или просто уничтожено. Практически за 5 лет нового столетия Херсонская область потеряла 16 гигантов промышленного производства, в том числе и стратегические предприятия не только для нашего региона, но и для всей Украины. В этот период в Херсоне остановились ХБК, Нефтеперерабатывающий завод, Херсонский консервный комбинат, Херсонский мясокомбинат, Херсонский хлопчатобумажный комбинат, завод по производству обуви, завод «Дельта», Каховский строительный комбинат и так далее. Заводы, в буквальном смысле слова, были вывезены как металлолом. По данным Кабинета Министров Украины, на начало 2005 года Херсонщина в своем потенциале промышленных мощностей имела только 48% к объемам 1990 года. На рынке труда было освобождено 39 тыс. квалифицированных кадров. В начале 90-х годов на Херсонщине работало 80% предприятий с морально устаревшим оборудованием, 20% предприятий имели закрытый цикл. Такой потери не испытала ни одна из областей Украины.
Указанную ситуацию можно сравнивать с научными работами известного английского экономиста Китчена, который сделал фундаментальное исследование краткосрочного кризиса от 3-х до 5 лет. Данное научное исследование заслуживает детального изучения. В период большой депрессии 30-х годов спад производства в мире составлял 25 -30%, остановилось 11% предприятий, инвестиции сократились на 72%. Это классические показатели, для сравнения с промышленной ситуацией в нашей области.
Законы экономики работают всегда. Впервые кризисные явления стали изучаться в 1825 году. За этот период в мире состоялись 22 экономических циклов. Кризис – это главная фаза экономического цикла: рост безработицы, накопления товаров, падения покупательной способности. В соответствии с выводами научных работников, в современных условиях аграрный сектор Херсонщины не может быть бюджетообразующим сегментом экономического потенциала региона. При значительном урожае 2011 года, это сектор экономики по доли поступления налогов занял только 6 место. Такая ситуация будет просчитываться и в следующих бюджетных периодах вплоть до 2016 года, так как большинство хозяйствующих субъектов в АПК Херсонской области находятся на упрощенной системе налогообложения. Поэтому, нужно понимать, что объемы урожаев существенно не влияют на бюджетные показатели сельских и поселковых советов.
Как результат такой политики в 2011 году 56 сельских советов не выполнили свои бюджетные показатели, а бюджет области выполнен только на 97%. Область скатилась к бюджетному уровню 2004 года.
В начале 2010 года 92% промышленного потенциала Украины приватизировано и находится в частном или акционерном управлении. Оценивая причины кризиса мировой экономики 2008 года, необходимо дать профессиональную оценку ее начала, срока и цикла колебания в Украине. В частности, в нашей стране не происходило научного обоснования реформ. В период экономических кризисов правительства предлагали систему общественных работ, проводились серьезные реформы в бюджетной политике, вводилась полная занятость населения на минимальную заработную плату, делались заимствования.
Бесспорно, это нужно, но ответ на вопрос: «Что делать на Херсонщине?» – уже есть. Ведь привлечение инноваций связано с перерабатывающей отраслью, с созданием в сфере продовольственного рынка, сбалансированного объема производства продуктов питания, удовлетворением спроса населения региона.
Речь идет о молочной, мясной, консервированной продукции. Ведь бренд Херсонщины – это экологически чистая территория. Сегодня именно это необходимо раскручивать на все 100%, особенно в контексте выращивания и изготовления продуктов питания.
В Украине 10% территории находятся в глубоком экологическом кризисе, а еще 70% очень близкие к этому состоянию. Загрязнение Днепра превышает допустимые нормы в 4 раза. 28 млн. населения Украины пьют вредную воду, пьем ее и мы. По данным Всемирной организации здравоохранения, 80% тяжелых заболеваний на Украине связаны с потреблением некачественной воды. В Украине жители 800 сел пользуются привозной водой. Ежегодно в водный бассейн попадает свыше 14 миллиардов кубов сточных вод. Для Херсонской области очень актуальная проблема загрязнения реки Ингулец.
Ситуация в кризисной экономике будет управляемой, если решения и действия будут предсказуемыми. Для примера можем назвать 5 лет, с 2005 по 2010. Именно в этот период область смогла возобновить 11% мощностей промышленного производства к показателям 1990-х годов. Это был потенциал роста. С «чистой площадки» было запущено восемь заводов! Если есть понимание, кто в области является субъектом управления, механизмом влияния на объекты управления, то, исходя из этого, обязательно будет позитивный результат. Украина уже частично положила начало механизмам выхода из кризиса. В мире эти шаги хорошо исследованы. Один из таких инструментов – субсидии. Как показывает практика, их не получают неработающие люди, если не стоят на учете в центре занятости. Это классическое направление легализации трудовых ресурсов. Через проведение тарифной политики к фактическим затратам коммунальных служб имеем систему государственной социальной помощи малообеспеченным. Если же часть работающих «в тени» и не хочет выполнять общественные работы, то государство не берет обязательства по выплате социальных гарантий.
К сожалению, за 19 лет Независимости Украины большинство правительств использовали внешние заимствования на покрытие дефицита бюджета страны. По закону экономики – внешние сбережения имеют направленность на совершенствование производительных сил. Украина из заимствованных 46 млрд. долл. США направила только 12% на систему реформирования.
В экономике неуправляемых процессов нет. Для Херсонщины сегодня подходит модель опыта Швецкой школы микроэкономики. Необходимо понимать, что спрос имеет тенденцию постоянного отставания от предложения. Есть баланс интересов.
Рабочие чаще всего на собственную заработную плату покупают лишь часть продукции, другую часть спроса предъявляет владелец этого капитала на ту величину затрат, которую несет на своем предприятии. Для свободной части «прибыль», которая стала значительно сокращаться в консолидированном балансе области, нужны третьи силы потребителей: экспорт, армия, фермерство.
Без научного исследования на Херсонщине невозможно отработать систему управленческих решений в условиях кризиса. Тем более, по оценке действующего КМУ и Премьер-министра Николая Азарова, кризис будет длиться еще 3-4 года. Для населения Херсонской области в 1 млн. 90 тыс. жителей, где треть – это пенсионеры, а 70 тыс. – работники бюджетной сферы, мы имеем очень серьезную социальную нагрузку на одно рабочее место.
Задержка выплаты заработной платы и пенсий даже на короткий срок (это около 400 млн. грн. совокупного дохода семей) потянут за собой неминуемые кризисные тенденции на уровне среднего и малого бизнеса, особенно в сельской местности. Почти 18 тысяч сельских предпринимателей в системе торговли и услуг существенно связаны со стабильностью выплат пенсий и зарплаты бюджетникам.
Также усиливает кризисные тенденции демографическая ситуация. При сохранении действующей динамики естественного сокращения, которое произошло в минувшем году, до 2015 года население области сократится еще на 20 тысяч жителей. Только в 2011 году в области сократилось население на 4,2 тыс. обитателей. И область по бюджетной рангу будет переведена в другую категорию.
Выходит, уже в 2010 году мы имели ситуацию, когда система не может вернуться на курс развития, который был в 2005-2009 годах. Если это так, то действующая система в области неустойчива!
Опыт Швецкой школы экономистов доказывает, что в неустойчивой системе величины не могут совпадать, потому что невозможно предусмотреть величину точного вычета микроэкономики, например, роста цен. Идея с запуском Херсонского нефтеперерабатывающего завода экологически и стратегически не просчитана, не говоря, об особенностях изменений юридического статуса хозяйствующих субъектов. Бюджет страны и нашу область, в том числе, сильно «прижимает» Евро-2012. До тех пор, пока Украина не выполнит все требования по стандартам Евро-2012, она не может рассчитывать на серьезные капиталовложения в перестройку инфраструктуры области. Это стало ощутимым в 2011 году: падают инвестиции в основной капитал, снижается качество реального сектора экономики.
Область – это объект управления, система причинно-следственной связи. Законы экономики не изменишь, потому что они проверены веками и на каждую кризисную ситуацию имеем фундаментальные исследования.
Сегодня можно сделать вывод – Херсонщина на пороге большой депрессии!
Борис СИЛЕНКОВ, кандидат экономических наук, доктор философии