Министерство инфраструктуры Украины назначило Александра СУХИНА (на фото) исполнющим обязанности директора государственного предприятия «Херсонский морской торговый порт» вместо уволившегося Андрея Соколова. Новый руководитель в порту не новичок — начинал с работы слесарем, возглавлял портовый флот, был заместителем директора по эксплуатации.
— Александр Анатольевич, финансовый план нынешнего года определен для Херсонского порта в объеме 1,6 миллиона тонн грузов. Справится ли предприятие с такой нагрузкой в условиях повсеместного снижения транспортных потоков?
— Говоря объективно, цифра немного завышена, но будем стараться выполнить намеченный объем перевалки. Для того, чтобы сохранить трудовой коллектив, чтобы семьи портовиков могли чувствовать себя спокойно, нам надо ежемесячно обрабатывать не менее 100 тысяч тонн грузов, больше — можно только приветствовать. Именно поэтому коммерческий отдел порта не «спит», его сотрудники ведут активные переговоры с отправителями грузов. Причем, не только в нашем регионе, но и в других областях Украины. Приезжают клиенты и к нам в Херсон. В результате — уже имеются договоренности с несколькими крупными отправителями грузов. Речь пока идет о зерновых и продуктах их переработки. Обговариваются разные объемы — от 10 тысяч до 70 тысяч тонн ежемесячно. Никому не отказываем. Понимаем, что быстро привлечь новые грузопотоки невозможно: необходимо время, в главное — подтверждение того, что мы работаем чисто и прозрачно, что наши условия выгодные.
— Чем порт может привлечь новых клиентов?
— Самая большая проблема в том, что мы пока, в силу разных обстоятельств, очень дорогие на рынке транспортирных услуг. Стараемся пересмотреть свои ставки. Недавно один из иностранных клиентов сказал в беседе такую фразу: «Кризис — не то время, когда очень большие заработки, надо довольствоваться тем, что есть». Поэтому мы и беремся сегодня за любую работу, готовы заниматься и небольшими грузами. Рентабельность в 60% желательна, но сейчас она не всегда возможна, устраивают и 10—15%, если речь идет о больших объемах грузов. Вариантов для привлечения новых клиентов много.
На днях прошли предварительные переговоры с одним из старых клиентов — турецкой компанией, занимающейся лесными грузами. Компания успешно работала у нас в 2007—2008 годах, в том числе в затонах порта. Думаю, что наши предложения клиента заинтересовали. Есть, конечно, определенные трудности, для решения которых пришлось подключать главу облгосадминистрации. Обещал помочь.
— А в чем проблема?
— Уже несколько лет наш регион не работает с лесными грузами в должных объемах. Почему? Проблема — в их фумигации или газовой дезинсекции. В Украине нет сертифицированных препаратов, необходимых для эффективного обеззараживания лесных материалов. То вещество, которое мы можем применять, неприемлемо для турецкой стороны, а то, что предлагают турки, к сожалению, не сертифицировано у нас. И правоохранительные органы Херсонщины занимают в этом вопросе жесткую позицию. Будем надеяться, что ситуация скоро изменится, и новые препараты, которые сегодня используются в странах ЕС, будут применяться и у нас.
Возвращаем в порт и грузы в биг-бегах. Пока речь идет о небольших партиях — пять тысяч тонн. Привлекаем грузоотправителей, занимающихся каолином, тоже небольшие партии — по две тысячи тонн. Приезжали представители компании, ознакомились с нашими возможностями. Вроде бы, остались довольны. Значит, будем работать и дальше.
— Ваши планы по привлечению грузов известны докерам?
— Конечно. С коллективами бригад встречался не раз. Не ставил цель «пиариться». Думаю, меня в порту знают достаточно хорошо. Позиция моя людям известна. Если что-то сделаю не так, как говорю, коллектив мне этого не простит, я это четко осознаю. Если возникнут какие-то конфликты, то решать их будем вместе, по справедливости. Я открытый для общения. Любой бригадир грузового района может зайти ко мне в кабинет в любую рабочую минуту.
— Планируете изменения в штатном расписании порта?
— Пока нет. Структура предприятия выстроена достаточно грамотно. У нас сейчас работает финансовая инспекция. По результатам ее аудита получим реальную картину всей нашей работы. Проанализируем, оценим вклад каждого подразделения, посмотрим, кто тянет вниз, кто идет впереди…
— Ваше отношение к предстоящей концессии предприятия?
— На мой взгляд, государственные предприятия сегодня поставлены в чрезвычайно жесткие рамки работы. Мы зарегулированы различными законодательными и подзаконодательными актами, приказами, распоряжениями чиновников. Естественно, в рыночных условиях так работать сложно — частные конкуренты обходят! Сегодня в нашем регионе появилось 9 крупных портовых операторов! Для Херсона это много. Идет достаточно жесткая конкуренция. Частнику гораздо легче перестраивать свою работу — демпинговать ставками и сборами, быстро менять условия обслуживания. Государственным предприятиям на все это требуется не только разрешение министерства, но и время! На различные согласования уходит масса времени! Мы-то ждать готовы, привыкли, а вот клиенты этого не понимают и уходят в другие порты…
— Министерство инфраструктуры предоставило шанс Херсонскому порту: стать первым в проведении концессии среди предприятий отрасли. Какие «подводные камни» здесь таяться для трудового коллектива?
— Не думаю, что с изменением формы собственности для коллектива возникнут какие-то сложности. На страже интересов портовиков будут стоять и администрация предприятия, и профсоюзная организация порта. Мы не позволим в чем-то ущемлять интересы трудового коллектива: то, что выстроено десятилетиями, должно развиваться!
Концессия поможет открыть дорогу инвестору, готовому вкладывать средства в развитие предприятия — на обустройство современных перегрузочных комплексов, приобретение новой техники, внедрение новых технологий. Все это должно удешевить нашу перевалку: понизим ставки на переработку грузов, увеличим грузооборот…
Вот у меня даже книжки с такой тематикой лежат на рабочем столе. В том числе, о литовской стивидорной компании KLASCO (Klaipeda Stevedoring Company) — крупнейшем стивидорном операторе Клайпедского морского порта, который ежегодно обрабатывает более 13 миллионов тонн грузов! Я был в Клайпеде и видел, как там работают. Внешне — все действительно чистенько, по-европейски, богатенько. Но чем-то удивить нас? Не думаю. Там нет каких-то «заумных» перевалочных комплексов, все это есть и у нас, просто у них — на более современном уровне. Используют более современные погрузочные машины, специализированные склады. Люди работают так же, как и мы, ничего сверхъестественного.
— Определять будущего инвестора будут результаты специального конкурса?
— Конечно. Да и законодательную базу необходимо подготовить. Ведь до сих пор нет основного документа — закона о концессии, которого все ждут. Над этим, насколько я знаю, активно работают и в Министерсте инфраструктуры Украины, и в Министерстве экономразвития. Внесен законопроект в Верховную Раду. Сегодня на стадии завершения находятся технико-экономические обоснования концессии ГП «ХМТП». Можно поздравить бывшего руководителя нашего предприятия Андрея Соколова с новым назначением — он стал советником министра инфраструктуры Украины, именно по вопросам внедрения пилотного проекта государственно-частного партнерства (концессии). Мы не закрыты, мы готовы к диалогу!