Депутат областного совета, директор ГП «Степной филиал УкрНИИЛХА», кандидат сельскохозяйственных наук Виктор Шевчук в интервью журналисту Василию Пиддубняку, опубликованном в газете «Новый День» № 21 от 23 мая 2013, рассказал о перспективах залеснения нижнеднепровских песков.
- Виктор Васильевич, ваше заведение родился вместе с нашими лесами на песках. Не так ли?
- Степной филиал Украинского ордена «Знак Почета» научно-исследовательского института лесного хозяйства и агролесомелиорации им. Г. Н. Высоцкого имеет давнюю историю. Он создан более 85 лет назад с целью поиска способов и методов остановки движения песков, а следовательно, прекращения процесса опустынивания на Алешковской песчаной арене. Еще тогда европейскими экологическими организациями было признано: это пустыня, а точнее полупустыня. Будучи необузданной, она наносила ущерб как окружающей среде, так и сельскому хозяйству юга Украины.
Все попытки помочь беде (в течение столетий) никаких результатов не дали: песок продолжал свой грозный наступление! Его пробовали как-то останавливать разными способами: где сажали кусты, а где даже битумом заливали.
- А деревья как?
- Пробовали залеснять несколькими видами пород деревьев, начиная с лиственных. Первыми насаждениями, которые оказались более-менее удачными, были насаждения акации белой. Однако впоследствии оказалось, что эта порода деревьев может более-менее нормально расти на более обогащенных почвах, нежели Алешковские пески. Как бы там ни было, но начало залеснению было положено, хотя главного - остановить движение песков - достичь не удалось. Однако исследования продолжались дальше.
Где-то в конце 40-х-начале 50-х годов прошлого века было предложено два подхода к решению этой проблемы. Одна - корифея Лесоводческой дела академика Высоцкого (его именем назван Украинский НИИ лесного хозяйства АН Украины), вторая - молодого в то время ученого, позже - известного советского ученого, специалиста по лесоведения, лесоводства и лесомелиорации, заслуженного лесовода РСФСР, академика ВАСХНИЛ В . М. Виноградова.
Что предусматривали эти две концепции. Первая: создание лесов на эколого-ландшафтной основе там, где они могут расти и где есть благоприятные почвенные и водные ресурсы. Вторую предложил Виноградов: следует вести массивное облесение всей территории песчаной арены. Победила идея Виноградова, который тогда работал директором станции облеснения песков. Под эту программу государство выделило колоссальные средства. Были созданы лесохозяйственные предприятия и лесомелиоративные станции. Удалось найти технологии и древесные породы, которые смогли прижиться на песках. Это, в первую очередь, сосна крымская и сосна обыкновенная. К технологии облесение входила также борьба с вредителями зеленых насаждений, в том числе и с корнеедов.
Благодаря государственным мерам степняки создали уникальный естественный и биологический комплекс, аналогов которому не было не только в Европе, но и во всем мире. Сейчас, кстати, китайцы, учитывая украинский опыт и новые технологии, в частности влагонакопления, способствующих приживаемости и укоренения саженцев, начинают широкомасштабное облесение пустынных районов вблизи Монголии.
Что касается нашей страны, то именно украинским лесоводам удалось решить столетнюю (если не длиннее) проблему: пески остановились! Однако решение одной проблемы породило другую, не менее сложную: сохранение лесных насаждений и уход за ними в специфических условиях песков. Должен здесь заметить: все мы умные задним числом. Однако нашим предшественникам ничего не оставалось, как залеснять пустыню породами деревьев, которые выдерживают экстремальные условия.
- Но сосна, особенно в условиях жары - пороховая бочка ...
- Пороховая! Отсюда многочисленные пожары, которые уничтожают труд многих поколений лесоводов. Создает головную боль и глобальное изменение климата. Поэтому возникает проблема: как вести лесохозяйственную деятельность на Нижнеднепровских песках в современных условиях? Над ней и работаем.
- Вернемся к монокультуры. Неужели, учитывая новые технологии, опыт, научные разработки, нельзя постепенно вводить «в оборот» лиственные породы деревьев? Того количества акациевых насаждений, которое есть, явно недостаточно ...
-Я с Вами согласен и не согласен. Согласен в том, что сегодняшние реалии заставляют нас отходить от многолетней практики облесение песков. Но и совсем отказаться от той же сосны крымской просто невозможно. Почему? Потому что лиственные породы деревьев, та же акация белая, могут расти не более чем на 10% площадей Алешковских песков. Собственно сегодня такое соотношение между сосновыми и лиственными породами и существует. На более размахнуться не дают природные условия. Лиственные породы могли бы расти в низовьях, где близко залегают материнские породы почвы, где корневая система может добраться до благоприятных для дерева условий. Сегодня целесообразно обратиться к советам академика Высоцкого по созданию лесов саваннового типа - на эколого-ландшафтной основе. При этом следует отказаться от облесение сплошными массивами.
- Но как быть с возможным новым наступлением песков?
- Даже если половина песков Алешья будет под лесом, двигаться так, как раньше, они не способны, тем более, что природа и сама заботится об установлении экологического равновесия: где трава появляется, где-то деревце-самосейка ... Но без человеческой помощи этого равновесия никогда не достичь.
- А как же быть с уровнем грунтовых вод, который по сравнению с 1950-1960 годами снизился? Не упал ли?
- Упал. Хотя есть исследования: колебания этого уровня имеет циклический характер: вода то поднимается к поверхности, то опускается. И это происходит через каждые 14-20 лет. Вы правы: пески следует залеснять с учетом достижений науки, с использованием современных химических препаратов, способствующих накоплению и сохранению влаги в почве.
- Они у нас уже применяются или нет? И не наносят эти препараты вреда окружающей среде?
- Эти препараты - в основном зарубежного производства и вреда окружающей среде не наносят. После масштабного пожара 2007 года, когда у нас сгорело более 5000 гектаров леса, без применения этих препаратов новых лесов производственники практически не насаждают. Без них в нынешних условиях трудно восстановить зеленые насаждения.
- Но не на том месте, где еще теплые пепелища, как это было после упомянутого Вами пожара, снова начинали сажать лес ...
- Психологию людей менять трудно. А иногда доходит до абсурда. Помните, как экс-президент Виктор Ющенко дал команду воспроизвести леса за 8 месяцев! Мы, ученые, пробовали возражать: этого в первый год после пожара делать нельзя. Но кто нас послушал? Между тем в Швеции принят закон, которым первые 5 лет после пожара запрещено облеснять, ведь температура на фронте огня создается до 900 градусов! И сажать сразу здесь лес-дело бесперспективное.
Отмечу: почему-то принято думать, что пожары связаны исключительно с небрежностью лесоводов. Но это не всегда так. Посмотрите, что происходит в Европе, США (штат Калифорния), Греции ... И это при том, что там техническая противопожарная оснащенность намного лучше, чем у нас.
- Читателей «Нового дня» интересует и такой вопрос: существует, как прежде, сотрудничество ученых с производственниками?
- Безусловно! Производственники внедряют наши разработки. Отлаженное, скажем, сотрудничество по созданию клоновых плантаций насаждений, из которых в будущем будет отбираться лучшие семена. Эти плантации создаются на территории Цюрупинского лесхоза по рекомендациям и при сопровождении наших ученых.
Семенная база - это фундамент будущего леса. Последние несколько лет мы создаем клонов плантации сосны крымской, сосны обыкновенной и акации белой так называемой мачтовой формы. Эта порода акации получает распространение за рубежом, в Венгрии. А у нас (в Голопристанском лесничестве) есть свой генетический резерват этой породы, который был случайно завезен из Одессы. Он хранится у нас уже более 100 лет! В будущем он будет давать качественный, генетически улучшенный посадочный материал.
Будем в будущем практиковать и другие породы, но сейчас остановились на названных трех, наиболее подходящие для облесения нижнеднепровских песков.
- Успехов Вам, Виктор Васильевич, Вашим коллегам, всем лесоводам Херсона в нелегком, крайне нужной Украине труда.
- Спасибо. Мы все сделаем от нас зависящее, чтобы пустыня и не думала вернуться в наши края.
Василий Пиддубняк