Аналитики американского Института изучения войны (ISW) полагают, что россияне сами могу взорвать дамбу, провоцируя затопление. Таким образом попытаются заглушить негатив своего отступления с Херсона и замедлить продвижение ВСУ.
Украинские эксперты расходятся в оценках масштабов возможного затопления. Отмечают, что пострадают скорее территории низкого левого берега Днепра – куда оккупационные власти сейчас перемещают гражданское население.
Что происходит в регионе, Настоящему Времени рассказал мэр города Олешки Евгений Рыщук. Этот населенный пункт находится ниже Каховской ГЄС на левом берегу Днепра под российской оккупацией.– Да, мне начали приходить сообщения от людей с левого берега, что есть уже видимое увеличение объема воды в Днепре. В некоторых местах вода вышла в ширину на 20 метров от береговой линии. Идет такой паводок, у людей отчасти паника. Я буквально вчера объяснял людям, что россияне и хотят запустить панику. Паника – страшное оружие.
– Расскажите нам местную географию. Если действительно что-то случится с Каховской ГЭС, какие территории затопит?
– Под подтопление могут попасть Казачьи Лагери, Подстепное, Песчаное, часть Олешек. Дальше идет Голопристанский район. Это как раз все те населенные пункты, которые находятся возле реки, и при подъеме воды будут подвергаться подтоплению.
Больших сбросов воды давно не было, люди отчасти привыкли, настроили дач ближе к реке. Сегодня явно будет с этим проблема.
Общался со специалистами, все-таки приходим к мнению, что невозможно взорвать всю дамбу. Дамба не испарится, а из-за разрушения ее части не может пойти 15-метровая волна. Сколько по Антоновскому мосту прилетело снарядов HIMARS, а он стоит. Представляете, сколько нужно взрывчатки, чтобы взорвать дамбу. Это очень серьезное сооружение.
– Ее нужно заминировать для этого?
– Да, но не все так просто, как нам, обывателям, временами кажется.
Смотрел эфир, где подтверждается, что волна воды будет около полутора метров. Но Днепр широкий, поэтому вода разольется. Населенные пункты возле реки могут попасть под частичное затопление. Но это не говорит о том, что все снесет с лица земли.
Сам город Олешки стоит на горе, часть внизу – как раз частный сектор попадает под затопление.
– Можете это описать: затопит подвалы, затопит первые этажи?
– Подвалы. Может появиться сырость в домах. Потом вода упадет и пойдет дальше по реке в море.
– На правом берегу, откуда оккупацинные власти увозят людей, ситуация такая же?
– Правый берег намного выше. Проблемой может быть только Антоновка, часть Херсона, где много дачных домов возле реки.
Панику нагнетают явно для других целей. Со стороны Крыма идет все больше техники, солдат. Передвижение наших мирных людей – это отчасти прикрытие российских военных колон, которые из-за присутствия гражданских невозможно будет обстреливать.
Из Олешек говорят, что появилось большое количество людей не военных, но и не наших, не украинцев. Я так понимаю, завозится какое-то количество людей из России, заселяют все возможные дома и квартиры, которые пустуют. Не знаю, для чего.
– Говорят, оккупационное правительство Херсонской области сейчас перемещают на левый берег. Об этом вам известно?
– Известно, конечно. Если мы проанализируем, что они говорят, то получается все наоборот. Из Лимана не хотели уходить – ушли. Я, конечно, не военный стратег, но я мало верю в то, что российские войска покинут Херсон. Сколько вокруг Херсона крутилось информационной политики. Лично я за Херсон боюсь.
– Вы сказали, что россияне перебрасывают новую технику из Крыма. Перебрасывают по дамбе Каховской ГЭС?
– Нет, техника идет в сторону Олешек. Из Крыма до Олешек как раз никаких мостов нет.
– То есть остаются на левом берегу?
– Они в лесу, в населенных пунктах. В нашей громаде 12 сельских населенных пунктов. Все они полностью заселены русскими войсками, с каждым днем их больше – люди об этом говорят. Появляется даже некий психоз у населения – на полутора квадратных метрах [столько] русских.
currenttime.tv