Власти западных регионов Украины решают вопрос временного расселения беженцев. Среди прочего, у них имеется опция для принудительного вселения эвакуированных в жилье местных граждан. О законодательных тонкостях процедуры UBR.ua рассказал юрист
Законодательство позволяет военным администрациям требовать у любого собственника жилья бесплатного и безвозмездного размещения граждан, эвакуированных с мест ведения боевых действий, на весь период военного положения.
К таким мерам власти могут прибегнуть на основании положения о военно-квартирной повинности, прописанной в законе "О правовом режиме военного положения". Однако если власти решатся на такой шаг, то столкнутся с рядом юридических сложностей. В частности, размещение может не коснуться лиц, самостоятельно выехавших из регионов, чьи власти не принимали решения об эвакуации населения.
О юридических нюансах размещения эвакуированных лиц UBR.ua рассказал партнер юридической фирмы JN Legal Сергей Дахновский.
Юрист в первую очередь отметил "определенную правовую архаичность" самого понятия военно-квартирной повинности, которая не соответствует сути положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также практике Европейского суда по правам человека. В связи с этим Кабинет министров Украины в октябре 2020 года даже вносил на рассмотрение Верховной Рады разработанный Министерством обороны законопроект об отмене повинности, однако позже он был отозван.
Напомним, что теперь, в связи с вооруженной агрессией России и массовым выездом граждан на Западную Украину о военно-квартирной повинности вспомнил депутат Верховной Рады Алексей Кучеренко, о чем ранее писал UBR.ua. Парламентарий, впрочем, предложил на основании положения о повинности лишь административно ограничить стоимость аренды жилья в регионах, куда выезжают украинцы.
С другой стороны, в законе "О правовом режиме военного положения" прямо не указана возможность установления ограничений на стоимость аренды. Кроме того, как объяснили UBR.ua эксперты, на Западной Украине уже начал проявляться дефицит незанятых арендных квартир, а также мест в переоборудованных под временное жилье для беженцев госучреждениях. Это требует от властей дополнительных мероприятий для размещения продолжающих прибывать в регион переселенцев.
Тем не менее ввиду отсутствия правового опыта реализации военно-квартирной повинности у властей может возникнуть немало сложностей с обеспечением баланса интересов граждан-владельцев жилья и беженцев. Как указывает Дахновский, властям предстоит определить принципы и порядок составления перечня собственников жилья, которые могут быть подвергнуты военно-квартирной повинности, а также процедуру фактического вселения эвакуированных лиц.
"Решаться эти вопросы будут в условиях жесткого цейтнота и, что называется, "с колес". Важной является и необходимость четкого определения лиц, относящихся к категории "эвакуированного населения", – указал юрист JN Legal на еще одну ключевую проблему квартирной повинности.
Согласно Кодексу гражданской защиты Украины, эвакуация предусматривает организованное выведение либо вывоз из зоны чрезвычайной ситуации, либо зоны возможного поражения населения, если возникает угроза его жизни или здоровью. Соответственно, такая процедура по закону должна сопровождаться регистрацией и учетом эвакуированных, что, как отмечает Дахновский, вряд ли возможно во всех случаях.
Эксперт подчеркивает, что исходя из дословного толкования нормы о военно-квартирной повинности самостоятельный выезд людей из зоны, где уполномоченными органами не принималось решение об эвакуации населения исключает возможность отнесения их к лицам, которые могут размещаться по принципу военно-квартирной повинности.