По церковному преданию, апостолов казнили или в один день, или с разницей в один год. После смерти святых их стали почитать, а праздник связывают как раз с днем перенесения мощей Петра и Павла в Риме, которое произошло именно 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года.
«На Петра душа тепла, а от Петра — красное лето»
В народе праздник ознаменовывается теплым днем, теплой водой, щедрыми дарами природы. Петра считали покровителем хлебов. Исследователи и этнографы сохранили много песен, поговорок, примет, пословиц, связанных с традициями дня Петра и Павла. О некоторых мы здесь расскажем.— В народе говорили, что «раз в год Петра», «на Петра душа тепла, а от Петра — красное лето», «шло к Петру, а теперь к Рождеству», — рассказывает Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово). — Наш народ подметил, что соловей с Петрова дня уже не поет. Не кукует. Считалось, если кто-то ее услышит в этот день, то случится несчастье. По легенде, кукушка украла лакомства у апостолов во время их странствий, и они ее разоблачили. Птица в испуге подавилась и не смогла куковать — говорили, что «так ее Бог наказал».
На Ивана Купалу начинался купальный сезон, а уже на Петра и солнце припекает, и вода очень теплая. Бывало, этот день выдавался дождливым. Люди издавна приметили: если один дождь в этот день — к неплохому урожаю, два — к хорошему, а три — к богатому. Кстати, со дня Петра и Павла (с окончанием купальских праздников) начиналась жатва — «святий Петро жито зажинає». И традиционно к празднику символически надо было связать хотя бы один сноп. На огороде чеснок убирали до Петрова дня или сразу же после него (чтобы в земле не распался на зубки). В апостолах видели пахарей, поэтому о них вспоминают в колядках, которые пели еще на Рождество (7 января): «Святий Петро за плугом ходить, Святий Павло волоньки водить, Господь Бог пшениченьку сіє, а Святий Ілля заволочує».
Праздник это великий, поэтому 12 июля люди не работали, а ходили в церковь. Хозяйки заранее белили дом, убирали, развешивали рушнички, как и на Троицу, украшали дом зеленью (кленовыми, ивовыми, березовыми ветками, а также травами), целебные травы продолжали собирать на Петра и Павла те, кто не успел сделать это на Ивана Купалу. Девушки плели красивые венки из трав и полевых цветов (чабрец, душица, зверобой, тысячелистник) и могли в них заходить в храмы, в то время как женщины должны были надевать платок. В церкви все были в праздничной одежде.
— 11 июля заканчивался летний пост, Петровка, а 12 июля, вернувшись из церкви, люди обедали и разговлялись, — продолжает Елена Громова. — На поляне, где собирались деревней, песком высыпали букву «П», служившую разметкой стола на земле, — это место застилали полотенцами, скатертями. Люди приносили продукты и устраивали совместную трапезу.
Женщины готовили сырные пончики — «мандрики» (одно из главных блюд праздника), также пекли лепешки с маслом, со шкварками, бублики-свистуны. Например, судя по старинному рецепту, для порции бубликов брали 4 стакана муки, 12 яиц, 2,7 стакана воды, 1,5 стакана растопленного сливочного масла. Замешивали тесто, делали бублики диаметром 4?5 см. В печи выпекали (в духовке при 180 градусах) 30?40 минут. Сверху посыпали сахарной пудрой. Бублики были твердоватые, но вкусные. А «мандрики» делались, как сырники (мука, яйца, творог). Не обходилось и без вареников с вишней, творогом. А еще делали на праздник «кукурузку» на палке из вишен-черешен, а из земляники — «косицю» (как лук выплетали). Это были замечательные вкусные праздничные сувениры, которые дарили взрослым и детям. За столом пели: «А на Петра вода тепла, лиш би купатися, ой, на Петра личко біле, лиш би цілуватися».
В Прикарпатье хозяева, державшие домашнюю скотину, на праздник угощали ее, добавляя к основному корму еще и «мандрики» со стола. Наши предки традиционно отмечали праздник не только 12 июля, но и на следующий день — 13 июля, который называли «Полупетра», или «Петрова отца».
На Петра и Павла на западе Украины молодежь веселилась, у детей были «пастушьи забавы», они играли, устраивали маленькие представления.
На Подолье на Петра и Павла важно было испечь из ячной муки (нового урожая) хлеб (кныш), который освящали в церкви, где уже священник причащал им всех присутствующих.
На праздник Петра и Павла нельзя было ругаться, думать о плохом, оговаривать кого-то, надо было избавляться от негативных эмоций. В этот день выполняли и домашнюю работу.
Факты