Украинское ноу-хау - защита природы ... по принуждению. Олешковская окружная прокуратура обратилась в окружной административный суд с иском к Станиславскому сельсовету (бывший Белозерский район Херсонско области). От него требуют «обеспечить организацию проведения работ по вынесению границ заповедного объекта - ландшафтного заказника общегосударственного значения« Станиславский », говорится в сообщении для СМИ пресс-службы Херсонской областной прокуратуры.
Заказник должен занять территорию в 659 гектаров, и это определено Указом Президента Украины еще с 2002 года. Так почему же представители общины до сих пор его не выполнили - возможно, из-за нежелания отказываться от ценных угодий? Но нет: с тех 659 га 608 га - это акватория Днепровского лимана. А остальное является узкой прибрежной полосой оврагов, скал и балок, тянутся к Станиславскому каньона. Их можно использовать разве что для отдыха и экотуризма. И развивать его, казалось бы, в интересах территориальной громады. Она якобы не против, и есть свой сдерживающий фактор. Как и следовало догадаться, это деньги. А точнее, их отсутствие.
- Общество не против ландшафтного заказника, хотя речь идет о создании двух таких на ее землях - «Станиславского» и «Александровского». Для определения их границ в натуре, разработки соответствующей документации и внесения информации в базу данных Держгеокадастру нужно не менее полумиллиона гривен. Если заказники имеют государственное значение, то государство должно участвовать в мероприятиях по их организации, в том числе и финансовую. Зато прокуратура через суд добивается перекладывание этого бремени на территориальную общину. Но где взять такие деньги, если в ходе амин реформы после присоединения к нашей общины отдаленного села Александровки возник дефицит финансирования местной социальной сферы в сумме 2,5 миллиона гривен только на текущий год? - переспрашивает председатель Станиславской территориальной общины Иван Самойленко. - Конечно, когда получим судебное предписание о «упорядочение» границ заповедника, придется его выполнять каким-то образом. Однако члены общины будут требовать отчета: а что они получат взамен расходов средств из их налогов? А нам нечего будет им ответить.
В отечественных чиновников странное понимание партнерства с общинами. Желая хорошо выглядеть в глазах международного сообщества, они, как горячие пирожки, «выпекают» национальные парки, заповедники и заказники. Но финансирование на такие проекты или выделяют в обрез, или не выделяют вообще, «выкручивая руки» местным жителям с применением репрессивного аппарата. Как это сейчас происходит с заказником «Станиславский».
Нечто подобное уже произошло в случае и с заказником «Широкобалковского» на том же Станиславщине. Тогда община взяла на себя охранные обязательства, не получив взамен абсолютно ничего. Конечно, кроме штрафов за нарушение неприкосновенности территории. Где по землям заказника без разрешения проехали трактором, где устроили пикник и осквернили эндемической растительность - всего могут наказать. А вскоре аналогичные штрафы платить и еще по два заказника, поскольку на оплату их охраны у крестьян денег нет, и государство не спешит присоединиться к их содержание.
Сергей ЯНОВСКИЙ, Новый день