Постановление Кабинета министров №450, согласно которому АЗС должны декларировать будущие розничные цены бензинов А-95, А-92, а также дизельного топлива в случае их повышения более чем на 1% за 20 дней до фактического удорожания, является незаконным и было принято с нарушением установленного порядка.
Так считают представители АЗС и эксперты – UBR.ua приводит их объяснения.
Действие постановления могло бы убить конкуренцию на рынке, однако исполнить указания властей невозможно из-за особенностей функционирования топливного рынка. Если же заставить компании выполнять постановление, то им придется поднимать стоимость горючего, считают участники рынка.
Предупреждать заранее невозможно
"Глупым" назвал решение КМУ совладелец сети КЛО Игорь Чернявский, отметив, что постановление невозможно исполнить "в рамках разумной рыночной экономики"."Если рыночные условия будут позволять – оно будет исполняться. Но завтра нефть подорожает на 20% – и что дальше? Купил по рублю, а продай по 95 копеек? Поэтому исполнять его будут до первого "залета", когда будет какой-то неординарный скачек цен", – отметил Чернявский, добавив, что цены на горючее "зависят" не от розничных сетей.
Аналогичное мнение выразил и гендиректор торгового дома Sunoil Леонид Косянчук, указав, что международные цены нефтепродуктов, от которых формируется и украинская стоимость горючего, меняются в пределах $60 за 1 т несколько раз в течение 20 дней.
В свою очередь директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев подтвердил, что у большинства компаний нет 20-дневных запасов горючего.
Закупку продукции, которая в значительной степени осуществляется из-за границы, многие компании производят раз в 5 дней в объеме до нескольких десятков тонн, и затем реализовывают. У новой поставки, соответственно, может быть другая цена.
"Я не очень понимаю, как можно за 20 дней предвидеть возможность изменения цен", – констатировал Косянчук.
Гендиректор Sunoil сделал вывод – выполнить требования властей можно, лишь задекларировав удорожание топлива, а затем, в течение 20 дней, постепенно повышать его уровень на менее чем 1%.
Не только топливо
Принятое постановление было инициировано Министерством экономики, а его текст попал в СМИ еще 29 марта.Само обязательство декларирования цен на топливо вводится изменениями в постановление КМУ от 22 апреля 2020 года – им установлен перечень товаров, которые имеют социальную значимость, и цены на которые подлежат обязательному декларированию в период карантина.
Среди них, помимо топлива, 12 групп товаров, в том числе гречка, сахар, макароны, природный газ и электроэнергия.
Компании, осуществляющие их продажу в рознице, должны подавать данные в Госпродпотребслужбу о повышении стоимости продукции начиная от 5% – если цены вырастут на менее чем 10%, то за 3 дня до их внедрения, если выше 10%, но ниже 15% – за 14 дней. Если удорожание составит более 15% – за 30 дней до него.
Однако, как отмечает Геннадий Рябцев, немногие компании исполняют предписание властей – он отметил, что в реестр розничных цен, в который Госпродпотребслужба должна вносить соответствующие данные, подали отчеты лишь 476 субъектов хозяйствования.
Заправщики не будут подавать декларации
Рябцев считает, что информировать об удорожании товаров не будут и автозаправочные станции – за невнесение данных об изменении цен не установлена ответственность, а, кроме того, в Украине отсутствуют госорганы, которые независимо контролируют ценовую динамику.Помимо этого, авторы постановления, считает Рябцев, использовали в постановлении неформальное наименование топливной продукции, которое отсутствует в регуляторных актах. Это даст компаниям дополнительную возможность обходить требования властей.
"Это постановление – верх непрофессионализма. В техническом регламенте нет просто бензина А-95 или А-92 – есть, например, автомобильный бензин "А-95 Евро-5-Е10". Нет и просто дизельного топлива – есть средние дистилляты. Постановление оставляет открытым вопрос, нужно ли декларировать именной бензин – условный "Мустанг", или "Евро-супер", или другие бензины с октановым числом 95", – перечислил огрехи разработчиков акта эксперт.
Постановление – незаконно
В конечно счете, предположил гендиректор Sunoil Косянчук, решение правительства является незаконным, так как противоречит 190 статье Хозяйственного кодекса Украины о свободных ценах – а законодательные акты имеют высшую силу над подзаконными.О том, что постановление КМУ является противозаконным, нарушая закон Украины об основах государственной регуляторной политики в сферах хозяйственной деятельности, также заявил нам Рябцев – он указал, что мера принималась в нарушении порядка принятия постановлений КМУ.
"Обратите внимание на дату постановления – 29 марта. Опубликовано же оно только 11 мая – но ранее его не было ни в повестке дня КМУ, ни на сайте Минэкономики. Документ также не прошел общественное обсуждение, его не согласовывала Государственная регуляторная служба. Постановление также не проходило правительственный комитет", – перечислил список упущений Рябцев.
Месть заправщикам
По мнению Косянчука, заблаговременное декларирование розничных цен убьет конкуренцию на рынке. Он убежден, что для снижения стоимости топлива властям было бы лучше "пойти путем других стран", снизив государственные сборы с предприятий – в частности сейчас, поясняет Косянчук, в бюджеты поступает 12 грн с каждого литра бензина, завезенного в Украину."Если бы была развернута дискуссия по вопросу декларирования цен, то я уверен, что все без исключения операторы рынка выступили против меры – так как она абсурдная и непонятно, как ее выполнять", – подытожил Косянчук.
Геннадий Рябцев же сделал предположение, что именно отсутствие договоренностей между правительством и сетями стало причиной выхода постановления о декларации цен.
До этого, 2 апреля, КМУ и Нефтегазовая ассоциация Украины (объединяет крупные сети АЗС) подписали меморандум, который, по словам министра экономики Игоря Петрашко, стал компромиссом и свидетельством "взаимопонимания между государством и бизнесом".
"Совместными усилиями мы должны обеспечить ценовую стабильность на рынке нефтепродуктов", – заявлял Петрашко.
После подписания документа сети снизили стоимость топлива не более, чем на 1 грн. Но в период майских праздников, отмечал "Интерфакс-Украина", "отыграли это снижение".
"Я подозреваю, что в правительстве не смогли договориться с Нефтегазовой ассоциацией и решили отомстить, внедрив обязательную декларацию цен", – предположил Рябцев.