Судебные мытарства оккупантов
В российском "правительстве" оккупированного Крыма угрожают Украине международными судами из-за водной блокады полуострова. По версии оккупантов, действия Киева по перекрытию Северо-Крымского канала (СКК) якобы нарушают права крымчан. Как сообщил журналистам руководитель юридической экспертной группы республиканского "правительства" Александр Молохов, международный иск планируется подавать от имени "Крымского производственного рыбокомбината", расположенного в Красноперекопском районе.До 2014 года предприятие занималось разведением рыбы в пресных водоемах, которые наполнялись из СКК. По версии оккупационных "властей", после того, как правительство Украины прекратило подачу воды в ответ на захват полуострова, вся рыба на предприятии погибла. Работа комбината была парализована, и его собственники якобы понесли многомиллионные убытки.
Юристы оккупационного "правительства" с 2017 по 2018 годах обращались в хозяйственные суды Украины с исками против Государственного агентства водных ресурсов Украины и Управления СКК, но их заявления были отклонены. Александр Молохов и его "юридическая команда" банально не платили судебные сборы. Получив отказы от украинской Фемиды, представители рыбного комбината обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с претензиями в адрес государственных структур Украины. Летом текущего года ЕСПЧ отклонил претензии российских юристов и не стал рассматривать их иск против Украины.
Как отметил в беседе с "Апострофом" ученый-юрист Борис Бабин, который на момент начала судебных разбирательств занимал пост постоянного представителя президента Украины в Крыму, претензии оккупантов не имеют правового фундамента.
"Оккупационный "иск" изначально был фейком. Они обратились в хозяйственный суд, но судебный сбор не платили, так как не были заинтересованы в проведении самого разбирательства. Ведь в таком случае обнаружилась бы полная юридическая несостоятельность их позиции. "Иск" в украинском суде нужен был оккупантам "для галочки", дабы потом иметь формальное основание обратиться в ЕСПЧ, но и там их ждал закономерный провал. После россияне начали тиражировать байки о якобы "предвзятом" судье из Азербайджана, который учился в Киеве", – рассказал Борис Бабин. По его мнению, крымские "власти" угрожают международными судами исключительно в целях пиара и пропаганды.
"Глобальный кейс" в ООН
Как настаивает Александр Молохов, после ЕСПЧ юристы крымского комбината намерены пробовать свои силы в структурах Организации Объединенных Наций. Одну жалобы на перекрытие канала, ведущего из Днепра, они намерены подать в Комитет ООН по правам человека, в вторую – в Совет ООН по правам человека. С точки зрения механизмов принятия решений в ООН, первая жалоба Украине ничем не грозит, так как решения Комитета по правам человека носят рекомендательный характер. С разбирательствами в рамках Совета по правам человека ситуация сложнее, так как решения этого органа могут учитываться на заседаниях Генеральной ассамблеи ООН."Я не исключаю, что по поводу водной и энергетической блокад мы тоже придем к межгосударственному спору между Россией и Украиной в Международном суде ООН в Гааге. То, что происходит сейчас, – это подготовительная ступень к большому, глобальному кейсу: "Дело России против Украины в связи с водной блокадой", - заявил Александр Молохов в комментарии украинскому изданию Крым.Реалии.
Российское представительство в ООН оказывает прямое содействие крымским "властям", официально призывая руководящие органы международной организации привлечь Киев к ответственности. По версии кремлевских дипломатов, власти Украины якобы нарушают право крымчан на безопасную питьевую воду.
Ранее в сентябре структуры ООН "торпедировала" так называемый депутат Госдумы РФ от Крыма Наталья Поклонская, требуя от Верховного комиссара ООН по правам человека отреагировать на водную блокаду полуострова.
Вышеперечисленные факты говорят о том, что речь идет именно о тщательно спланированной и скоординированной атаке против Украины в ООН с целью ослабить политические позиции Киева.
Игры кремлевских эмиссаров
Александр Молохов является де-факто чиновником оккупационной администрации полуострова. Он руководит экспертной юридической группой в "представительстве" Крыма при президенте РФ. Во главе этой структуры находится кадровый российский дипломат Георгий Мурадов, ныне формально занимающий должность заместителя российского "главы" республики Сергея Аксенова. Дипломат Мурадов до 2014 года не имел никакого отношения к Крыму, занимая различные ответственные должности в вертикали кремлевского МИД.Георгий Мурадов от имени крымской "власти" курирует политические спецоперации по продвижению "российского Крыма" за пределами РФ. Основное направление – международные организации, государства ЕС и Турция, на территории которых Москва проводит различные пропагандистские мероприятия.
Александр Молохов, находясь в прямом подчинении у Георгия Мурадова, заведует юридическим направлением. Помимо угроз привлечь Украину к ответственности в международных судах, господин Молохов и его группа отметились в подготовке для международных структур некоего "аналитического доклада" о якобы легальности оккупационного "референдума", который был проведен в Крыму весной 2014 года. Георгий Мурадов и Александр Молохов неоднократно упоминали этот документ, но нигде его официально не презентовали.
С формально-юридической точки зрения, у россиян нет оснований обвинять Киев в нарушении прав человека. Факт непризнания аннексии Крыма со стороны международного сообщества зафиксирован в нескольких резолюциях Генеральной ассамблеи ООН. Объединенные нации неоднократно призывали Москву прекратить незаконную милитаризацию полуострова, остановить маховик политических репрессий в регионе, а также разблокировать деятельность национальных организаций украинцев и крымских татар.
Также Международный уголовный суд в Гааге еще в начале 2018 года квалифицировал оккупацию и последующую кремлевскую аннексию Крыма и Севастополя именно как вооруженный конфликт между Украиной и РФ. Москва не признает факта агрессии против Киева, но на Россию как страну-оккупанта распространяются обязательства в рамках Женевской конвенции по защите гражданского населения в ходе вооруженных конфликтов. Россия должна сама обеспечивать захваченную территорию, не предъявляя юридических претензий Украине, отметила в беседе с "Апострофом" руководитель крымской приемной Украинской Хельсинской группы по правам человека Анна Рассамахина.
"Теоретически российские "власти" Крыма могут обратиться куда угодно, отправив свой "иск" по почте. Бумага стерпит любые их претензии. Россияне могут попробовать обратиться в Международный суд ООН или в Международный коммерческий арбитраж в Лондоне и в Гааге. Судебная перспектива таких "исков" выглядит сомнительной. Украине тут бояться нечего. Оккупация Крыма – это факт, не требующий доказательств. Соответственно, именно Россия как государство-оккупант обязана решать вопросы с водным дефицитом на полуострове, не перекладывая ответственность на Киев", – настаивает Анна Рассамахина.
Скользкая ситуация
Позиция украинских скептиков, в том числе, зиждется на том, что Молохов и Мурадов последние три года громко угрожают Киеву международными разбирательствами из-за блокады Крыма, но дальше политических заявлений дело не идет. Их претензии отклоняются либо попросту игнорируются международными инстанциями.В реальности все не так однозначно. Невзирая на формальную сторону проблемы, старания Москвы и ее ставленников в Крыму нельзя назвать абсолютно бессмысленными. В действиях Натальи Поклонской и Александра Молохова, которые выступают лишь публичными исполнителями, прослеживается четкий расчет.
Во-первых, россияне пытаются использовать структуры ООН для создания выгодного им информационного фона вокруг водной проблемы полуострова. Основная аудитория таких заявлений – представительства государств, которые обычно "воздерживаются" при голосовании важных для Украины резолюций по Крыму. Во-вторых, россияне оказывают политическое и информационное давление на Офис президента Украины с целью проведения кулуарных переговоров по воде.
В экспертной среде "гуляет" версия о том, что подковерные соглашения по воде для Крыма могли иметь место, и теперь россияне публично выражают свое недовольство тем, что киевские переговорщики не сдержали обещание.
"Имеются основания предполагать, что вопрос воды для Крыма поднимался в ходе последнего парижского саммита Нормандской четверки в 2019 году, и были достигнуты некие договоренности. Не между Владимиром Зеленским и Владимиром Путиным лично, а "этажом ниже". Россия сейчас активно прокачивает этот вопрос, пытаясь напомнить о предыдущих соглашениях. Ведь именно после встречи в Париже политические соратники Владимира Зеленского начали делать неоднозначные заявления, допуская подачу воды на полуостров на определенных условиях. Никто в Париже свечку не держал, но по логике "политической пьесы" все могло быть именно так", – отметил в беседе с "Апострофом" эксперт Украинского института политики Руслан Бизяев.
В нынешней ситуации Офис президента Зеленского и МИД Украины не смогут проигнорировать действия россиян, рассчитывая, что функционеры ООН молча выбросят кремлевский "иск" в мусорную корзину. Киеву придется вовлекаться в активную контригру, иначе Москва начнет постепенно перетягивать "воздерживающиеся" страны на свою сторону, обвиняя Украину, якобы, в ущемлении крымчан.