После анонсированного решения Кабмина на период чрезвычайной ситуации вернуть госрегулирования цен социально значимых товаров, свободно и безнаказанно завышать стоимость вошедших в их число медицинских масок продавцы больше не смогут. Аптечные сети, правда, и ранее отрицали искусственное завышение стоимости. В то же время в отношении 18 из них 30 марта Антимонопольный комитет (АМКУ) открыл дело по подозрению в ценовом сговоре с дистрибьюторами и производителями.
Антимонопольщикам лишь предстоит узнать, на каком из этапов товарно-логистической цепочки стоимость масок в марте подскочила в 10 раз и был ли тому причиной сговор участников рынка – после определения виновного, отмечали ранее в АМКУ, ему грозит штраф до 10% годовой прибыли. Как бы там ни было, эксперты уверены: общее влияние действий госорганов и спад ажиотажного спроса приведут к тому, что до окончания карантина ни с дефицитом, ни с необоснованным завышением цен на все группы основных фармтоваров и средств индивидуальной защиты Украина более не столкнется.
При этом весьма вероятно, что продажа медицинских масок будет оставаться "серой", и до аптек они так и не дойдут. Это может произойти несмотря на многократный рост производства, который, после удовлетворения спроса внутреннего рынка, даже сможет сделать из Украины экспортера масок на рынки ЕС и США – для этого производители ждут от властей дополнительной поддержки.
Кто виноват в мартовском росте цен
30 марта киевское областное территориальное отделение АМКУ открыло дело против 18 аптечных сетей столицы и области и 6 производителей/дистрибьюторов, предъявив им подозрение в ценовом сговоре для реализации аптечных масок. Напомним, по данным Prozzoro, закупочные цены на одноразовые медицинские маски в марте выросли десятикратно. Факт антиконкурентных действий сейчас выясняется, для чего предварительно 13 апреля должна была состоятся дача показаний ответчиков. У аптек антимопонольщики запросили документы, фиксирующие изменения цен с октября 2019 года."Антимонопольный комитет ищет виновных не там, где нужно", – решительно заявил UBR.ua директор Аптечной профессиональной ассоциации Украины (АПАУ) Владимир Руденко. Он исключил вероятность ценового сговора розничных аптек с производителям в условиях максимальной конкуренции на рынке. "У нас нет монополии – в Украине более 20 тысяч аптек, со всеми договориться невозможно", – подчеркнул Руденко.
При этом рост цен глава АПАУ объяснил повышением стоимости масок у производителей, отметив, что от себя аптеки наценку не поднимали.
"Обычная наценка аптеки – 15-20%, с начала карантина ее уровень не менялся. Однако, если год назад у производителя одна маска стоила 5 гривен, то сейчас – 15. Отсюда и ее стоимость в розничных сетях – 16,5 гривен. Я думаю, что часто аптеки даже снижают обычный процент наценки до 10% в виду социальной значимости такой продукции, как маски, респираторы и дезинфенкторы", – объяснил формирование стоимости средств индивидуальной защиты директор АПАУ.
По мнению Руденко в данной ситуации аптечные сети хотят сделать "крайними", хотя к дефициту и росту цен привела как наценка производителей, так и вывоз масок из Украины в преддверии карантина.
"Производителей, в любом случае, никто не проверяет, так как, согласно закону, АМККУ не может к ним прийти и спросить, за счет чего у них сформировалась такая цена", – поясняет Владимир Руденко, при этом отмечая факт более значительного роста цен в других торговых точках.
"Если вы зайдете в Эпицентр, который также работает без ограничений, то найдете маски в ценовом диапазоне от 20 до 150 грн за единицу, а, кроме того, множество несертифицированных дезинфицирующих средств, которые в лучшем случае, как "святая вода", просто не окажут никакого действия, а в худшем – вызовут аллергическую реакцию. Никто не проверяет стоимость и эффективность товаров в таких торговых точках, но виновных во всем делают аптеки", – указывает на ошибку регулятора директор АПАУ Владимир Руденко.
В то же время необоснованные требования к аптекам угрожают их эффективности, ведь, объясняет Руденко, необходимость отчитываться перед АМКУ отвлекает работников сферы, которые должны обеспечивать логистику и наличие лекарственных товаров в сетях.
"Сегодня менеджеры аптек должны поднимать кучу макулатуры начиная с октября 2019 года, которую затребовали в АМКУ. Неужели это более нужно государству сейчас, чем стабильная работа аптек?", – задается вопросом глава АПАУ. Он считает, что проверки госорганов в отношении аптек можно было бы отменить на время карантина. С соответствующим предложением, напомнил Руденко, в ассоциации уже обращались к АМКУ, президенту и премьер-министру.
"Я думаю, что расследование можно провести и через 2 месяца, так как приходные документы все равно будут сохранены. Если будут найдены злоумышленники, то, конечно, их нужно наказать. Но сейчас вносить сумятицу и дезорганизовывать работу аптек, которые вместе с медиками стоят на переднем крае борьбы с коронавирусом и несут важную социальную функцию, неразумно", – подытожил Владимир Руденко.
Зачем проводить расследование сейчас
Иной точки зрения придерживается глава Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко, посчитавший начало расследования верным шагом, при этом объяснив, что открытое дело АМКУ не означает заранее вынесенный приговор. "Это нужно, чтобы провести оценку рынка и выяснить, на каком этапе произошла наценка", – объяснил Дорошенко."После того, как АМКУ поочередно проверит документы аптек, он также пойдет к поставщикам и производителям, и проверит изменения стоимости на их уровне. При этом даже на производственном этапе может выясниться, что компании закупали сырье для масок дороже, чем обычно, так как на него был повышенный спрос, в том числе и за рубежом. Тогда никто обвинен не будет, правда, останется непонятным, откуда возникло десятикратное подорожание", – пояснил Дорошенко.
Предложение главы АПАУ отсрочить расследование до конца карантина Дорошенко посчитал нелогичным, отметив, что такой подход порождает безнаказанность, и может привести к подорожанию других товаров.
"Уже 6 лет я не могу узнать причину, почему произошел рост цен на гречку в 2015 году. Так и здесь – мы можем узнать, почему был рост стоимости масок только в 2027, но тогда это уже будет не актуально. На такие ситуации нужно реагировать сразу. Тут речь даже не о масках либо гречке, насколько бы социально значимыми они не были, а о самом факте государственного контроля: если производители поймут, что за необоснованное повышение стоимости им ничего не будет, это потянет за собой удорожание всех других товаров", – аргументирует свою позицию глава Ассоциации поставщиков торговых сетей.
Продавцов обяжут фиксировать ценовые колебания
В любом случае государство уже пытается предотвратить дальнейший рост цен на основные потребительские товары за счет введения механизма госрегулирования – соответствующие планы подтвердил глава Минэкономики Игорь Петрашко. В число товаров, по данным Дорошенко, который первым анонсировал возвращение госрегулирования, войдут медицинские маски и перчатки, а также 8 лекарственных препаратов.ь
Госрегулирование не будет обязывать торговые сети реализовывать продукцию по заранее означенной цене, но в случае повышения ее на определенный уровень, продавец должен указать причину подорожания и ее конкретный рост относительно прошлых периодов.
"Любая аптека будет обязана задекларировать цену, если она повышается более чем на 5%, с указанием, в связи с чем это произошло: от собственной наценки, либо от наценки поставщика. Таким образом государство возвращает себе в период ажиотажного спроса механизм влияния на все рынки: продуктовый, медицинский, фармацевтический. Я считаю, что это будет очень действенно влиять на необоснованный рост цен", – разъяснил механизм госрегулирования Алексей Дорошенко.
Дефицит масок восполнят экспортом, но в аптеках они все равно могут не появиться
Опрошенные UBR.ua эксперты убеждены, что проблем с наличием лекарственных препаратов в аптеках, которые, объяснил Руденко, 10 дней назад произошли из-за ажиотажного спроса, – "люди ринулись в аптеки и сметали все", – больше не будет."Сейчас в аптеках нет людей, как и проблем с обеспечением основных лекарств. Он возникает лишь относительно 3-5 наименований, которые требуются узкой группе пациентов, и на которые вырос спрос в связи с коронавирусом. Их ранее не производили в масштабно во всем мире, но, после того как появилась информация, что на определенных людей они оказывают позитивное действие при коронавирусной инфекции, их раскупили. Нужно отметить, что от коронавируса нет универсального лекарства, в каждом случае лечение индивидуально, включает широкую группу препаратов: некоторым пациентам помогают и противомалярийные лекарства", – объяснил глава АПАУ причину исчезновения из аптек препарата "Плаквенил", который в среду был переведен Минздравом в отдельную категорию, разрешенную для применения лишь под присмотром врачей в больницах.
При этом уверенности относительно достаточного предложения масок в аптеках Владимир Руденко не выразил. По его словам, сети стараются делать все, чтобы обеспечить их наличие, однако масок в Украине производится недостаточно, как и ввозится из-за границы.
"Как только они поступают в сети, их сразу раскупают", – называет причину периодического отсутствия масок в аптеках глава профильной ассоциации.
По мнению Алексея Дорошенко Украина близка к тому, чтобы в скором времени покрыть потребности внутреннего рынка в медицинских масках. Это произошло благодаря перепрофилированию тысячи цехов по пошиву одежды на производство масок. Однако, из-за того, что данный рынок является "серым", на предложение медицинских масок в аптеках рост производства не повлияет.
"80-90% всех масок продаются за наличные, поэтому на них не может быть документов. Также за наличные покупается и сырье для их пошива. Поэтому аптечные сети стараются как можно меньше продавать средств индивидуальной защиты, чтобы не стать объектом такого же расследования, которое сейчас проводит АМКУ", – называет причину недостачи продукции в аптеках Алексей Дорошенко.
"Если бы кто-то мог оценить объем пошива масок 2 месяца назад в сравнении с сегодняшним днем, включив в статистику теневой рынок, мы бы увидели рост производства в несколько раз. Если, в дополнение к производству, мы сможем обеспечить сертификацию продукции, то можно будет начать ее экспорт в страны ЕС и США, когда внутренние потребности будут обеспечены и предприятия легпрома, зависящие от покупательской способности, потеряют внутренний рынок сбыта. Однако для этого требуется поддержка Минэкономики", – оценил перспективы поддержки бизнеса глава Ассоциации поставщиков торговых сетей.
UBR.ua