Как известно, Одесскому облсовету пока не удается уволить художника с его нынешней должности, идут судебные разбирательства.
Ройтбурд приезжал в Херсон как спикер в рамках проекта «Мистецтво в авангарді суспільних змін», реализуемого Херсонским и Одесским художественными музеями при поддержке донорских организаций.
Приезжал для прошедшего в Херсонском художественном музее им. Шовкуненко паблик-тока (проще говоря, – творческой встречи) на тему «Почему художник не рискует молчать в бурлящем мире?».
Встреча с художником прошла при аншлаге. Желающих увидеть и услышать одного из знаковых представителей современного искусства оказалось столько, что даже директор музея Алина Доценко была вынуждена сидеть на приставном стуле.
«В молчании как раз никакого риска нет, а вот в отказе от молчания – есть, и порой – немалый», – прокомментировал Ройтбурд тему разговора.
Художник рассказал о своих взглядах на искусство, которые сводятся к тому, что творчество должно быть независимым от какого бы то ни было идеологического влияния; нет и не может быть искусства «правильного» и «неправильного», единственными мерилами ценности произведений искусства могу быть только талант и мастерство автора.
Разумеется, немалая часть встречи была посвящена разговору о ситуации в возглавляемом Ройтбурдом Одесском художественном музее.
Так, одному из херсонских участников мероприятия, недавно посетивших этот музей, категорически не понравилось присутствие в залах, как он сказал, «очень плохих работ». Выяснилось, что мужчина побывал в музее, когда там реализовывали проект «Transmuseum» одесского художника Игоря Гусева, который в каждом зале «подменил» одну из картин копией, выполненной им с использованием глитч-эффекта.«Этот эффект используют в актуальном искусстве, он базируется на изображении ошибки цифровой передачи, при которой образ деконструируется и «распадается» на фрагменты, рождая цветовую спектральность», – рассказал Ройтбурд.
По его словам, однофамилец главы Херсонской ОГА реализовал этот проект, чтоб продемонстрировать взаимосвязь классической живописи и современного искусства.
«Сейчас все картины, замененные «подделками», – на своих местах», – успокоил Ройтбурд херсонца.
На вопрос корреспондента издания «Перший регіональний» о том, согласен ли Александр Ройтбурд как представитель современного искусства, что в его основе – колоссальный обман публики (так утверждает известный искусствовед и галереист Марат Гельман), художник ответил, что, по его мнению, главное в искусстве – все же талант, в том числе – и в искусстве современном.
Успокоил Ройтбурд и еще одного нашего земляка, оказавшегося весьма антипатично настроенным по отношению к художнику. Сказал, что не намерен принимать приглашение главы Херсонской ОГА быть его советником по культуре. И вообще Херсон он посещает только в третий раз.Не обошлось и без вопроса о слухах по поводу использования Ройтбурдом фекалий в качестве компонента для красок, которыми он рисует свои картины.
Слух художник опроверг. Но при этом очень подробно рассказал, как экскременты могут быть применены в процессе приготовления художественных красок. Так подробно, что невольно закрались сомнения в искренности отрицания Ройтбурдом использования им нечистот в «производственных» целях.
На вопрос о знакомстве с творчеством херсонских художников гость ответил, что очень ценит Стаса Волязловского, погибшего в прошлом году при до конца не выясненных обстоятельствах. А из ныне живущих выделил Вячеслава Мошницкого и Семена Храмцова. И пожелал, чтоб в нашем городе открылся полноценный музей современного искусства.
Вячеслав Гусаков, Первый региональный
фото автора