Шедевр вернули в Херсон
После года «странствий» в художественный музей Херсона вернулся шедевр живописи. Последователь Архипа Куинджи, грузинский художник Геворг Башинджагян написал картину «Вид ночного Тифлиса» еще в 1891 году, по заказу местных купцов, торговавших табаком. А в фонды она попала в составе коллекции Марии Корниловской, с которой музей, собственно, и начинался. Пейзаж с небольшими перерывами находился в экспозиции, и имел даже своих поклонников из числа любителей искусства. Однако возраст брал свое, и произведение Геворга Башинджагяна пришлось отправить «на лечение» в Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины - в Киев, еще и подождать очереди.
Главный хранитель музея Марина Жилина говорит, что укрепление грунта и красочного слоя, устранение постороннего пятна (это безупречно выполнила реставратор Вероника Грабовец) оплатили средствами государственного бюджета, согласно плану. Но картину размером почти в два метра, да еще и такую старинную, в поезде или автобусе под мышкой пассажира не доставит - нанимали специальный транспорт в обе стороны. А это деньги, и немалые. К тому же, проблема не в отдельно взятой картине - она значительно глобальнее.
- Реставрации требует где-то шестьдесят процентов - тысячи экспонатов - из фонда нашего музея. Но в действительности удается реставрировать от двух до десяти работ в год. Было бы проще, если бы у нас работал бы собственный аттестованный художник-реставратор - в штате упомянутая должность есть, но пока она вакантна. К тому же, «универсальных» реставраторов не бывает. Это узкие специалисты: кто-то работает с картинами, а кто-то со скульптурами или тканями, - объясняет Марина Жилина. - Вот и приходится доставлять экспонаты в Киев или в Одессу, записываясь в очередь к таким специалистам. Их мало, а работы у них много, потому что все музеи Украины в таком же положении. Поэтому и ждем когда год, а если и два.
Сергей ЯНОВСКИЙ, Новый день