Дело в том, что в этом вопросе есть разные подходы – это концепция прощения, концепция амнистии, избирательная амнистия. То есть, существуют разные идеи по внедрению этого механизма.
Я опасаюсь, что лозунги мира в конечном итоге могут обернуться капитуляцией. Это будет равно тому, что бывшие боевики смогут приезжать в Киев и принимать участие в политическом процессе. Подобная амнистия станет большой уступкой России и огромной потерей Украины в политическом смысле, смысле безопасности и других смыслах.
В конечном итоге это - риск обострения общественной ситуации в Украине и дестабилизации, потому что значительная часть людей не согласится с миром любой ценой. Банковой стоит сделать выводы из альтернативного Марша независимости 24 августа: эта часть людей достаточно быстро самоорганизуется и способна к активным действиям. И в этом случае гранаты под Верховной Радой в 2015 году покажутся цветочками по сравнению с тем, что может произойти при обострении ситуации.
Сейчас Путин всю ситуацию на Донбассе выводит на стадию внутреннего гражданского конфликта. Нам предлагают мириться с Донецком и Луганском, а Россия выводится за рамки переговорного процесса. Нам навязывается большое перемирие на базе Минска-2, в котором Россия выступает страной-гарантом соблюдения обязательств Донецком и Луганском. И это открывает путь к снятию санкций против России. По крайней мере, по Донбассу. Дальше это может быть и Крым, не говоря уже о возможном выходе России из этой ситуации как третьей стороны. Все это может быть последствиями действий, которые сейчас предпринимает команда Зеленского.
Директор Центра исследований проблем гражданского общества