"Сотрудники СБУ задержали на взятке директора "Агрофирмы "Белозерский". Подобными заголовками пестрели новостные ленты херсонских и всеукраинских СМИ в конце июня этого года.
Пресс-служба ведомства тогда сообщала, что задержали чиновника и сообщника после получения части взятки в сумме 450 тысяч гривен у кассы одного из банков в центре Херсона. Якобы за эти деньги обещали не создавать местному агробизнесмену проблем в ходе осуществления его хозяйственной деятельности и в дальнейшем действовать вопреки интересам коммунального учреждения в судебных спорах.
Дело прозвучало очень громко и на всю страну. На сегодняшний день «пыль» от эффектной операции улеглась, и в воздухе завис главный вопрос – а была ли взятка?
Как у медали две стороны, так и о каждом событии есть несколько точек зрения. Попробуем "отмотать пленку" событий назад и все проанализировать не через призму сообщения пресс-службы СБУ.
Запахло рейдерством?
Виталий Шишенко – тот самый директор коммунального предприятия «Агрофирма «Белозерский», который возглавляет его с января 2015 года.
В сообщении, которое растиражировали многие СМИ, сообщалось, что директора вместе с подельником задержали прямо у кассы банка, вместе с 450 тысячами гривен наличными. И тут уже не будем говорить о том, что настоящий взяточник вряд ли будет встречаться с «донором», еще и в отделении банка, которое напичкано камерами видеонаблюдения.
Самого главного подозреваемого на месте столь громкого задержания не было физически. Эти и дальнейшие подробности рассказали адвокаты подозреваемого.
Виталия Шишенко задержали около 5 вечера 20 июня, когда он, находясь в отпуске, возвращался домой. Его сразу же повезли в Киев, в Генеральную прокуратуру. А подозрение ему предъявили 21 июня в 12:52.
Через несколько дней его отпустили под залог, не изъяв даже мобильный телефон, как обычно делают в подобных случаях.
В то время, когда задерживали директора, в админздании предприятия проводился обыск. Сотрудники предприятия не пускали в админздание правоохранителей. Только после приезда адвокатов, обыск начался. И продолжался до двух часов ночи.
Была еще одна любопытная деталь: вместе с правоохранителями в админздание предприятия пытались проникнуть ребята спортивного телосложения и не с пустыми руками – а с большой черной сумкой. Что в ней – никому не говорили. Как-то подозрительно напоминает сценарий рейдерского захвата. Но в админздание спортсменов так и не пустили.
Во время обыска изъяли только контракт Виталия Шишенко, который с ним заключали как с директором предприятия, и устав. Все. Будем откровенны – вряд ли в этих документах можно найти подробности предполагаемых коррупционных схем...
Чьи деньги?
Но вернемся к тому, что происходило возле банковской кассы. Для чего и кому предназначались полмиллиона гривен?
Есть коллективное предприятие «ПРОМЖИЛБУД» и есть частная фирма СООО «Энограй». Оба занимаются сельским хозяйством. Но их объединяет не только это. В первом и во втором случае одним из учредителей является Максим Литвиненко. Тот самый, якобы с которого Виталий Шишенко требовал взятку.
С обеими фирмами у «Агрофирмы «Белозерский» сейчас идут судебные разбирательства за пользование водонакопителем. А еще «ПРОМЖИЛБУД» задолжало коммунальному предприятию 13 миллионов гривен. Подозрительные совпадения, не считаете?
Литвиненко принадлежит основная доля фирмы «Энограй». Среди других соучредителей числятся Виталий Шишенко и Владимир Вишняков.
Последний решил покинуть ряды соучредителей сельхозфирмы и попросил выплатить ему его долю. Именно это и сделал Максим Литвиненко 20 июня в отделении банка. Только в конце передачи денег нагрянули сотрудники СБУ. Их появление настолько напугало господина Вишнякова, что пришлось вызывать неотложку.
В подозрении, которое предъявила Генпрокуратура Виталию Шишенко, сказано, что Владимир Вишняков был посредником и что деньги от Литвиненко он должен был передать Шишенко. То есть, по логике правоохранителей, он был соучастником. А это тоже уголовно наказуемо.
Вот только Владимира Вишнякова никто не задерживал. Фактически выходит, что 20 июня в банке правоохранители просто описали деньги - 450 тысяч гривен...
Подозрительное внимание
Еще один интересный нюанс. «Мероприятия по задержанию злоумышленников проводились совместно Центральным аппаратом ГБР (Государственное бюро расследований) под процессуальным руководством Генеральной Прокуратуры Украины» - было сказано в пресс-релизе СБУ.
Открываем сайт Государственного бюро расследований, пункт подследственность. Там сказано, что орган расследует преступления, которые совершили высшие должностные лица (Президент, Премьер-министр, члены Кабмина, члены ЦИК, нардепы, Генпрокурор, глава Фонда госимущества, члены Нацсовета по вопросам теле и радиовещания, судьи, правоохранители, госслужащие категории «А»). А также сотрудники НАБУ, САП и военные преступления. Директора коммунального предприятия в этом списке нет. Откуда же такое внимание от такой серьезной структуры?
Вниманию со стороны местных сотрудников Службы безопасности на предприятии не удивлены. По их информации уже первый год эта структура, особенно так называемый отдел «К», который призван бороться с коррупцией, пытается вставлять палки в колеса. Для этого направляются постоянные внеплановые проверки, которые никаких нарушений не выявляют. И постоянные прозрачные намеки на то, что спокойную работу можно купить за определенные взносы в определенные благотворительные фонды...
Сергей МЕЛЬНИК
P.S. Следственные действия по этой резонансной истории продолжаются, но ответов на озвученные вопросы пока нет. В любом случае – продолжение следует.
Херсонцы