Пятничным утром 5 августа в НАБУ была праздничная обстановка: ожидался вызванный на допрос лондонский беглец Онищенко. Помещения привели в порядок, в боксе для допросов поставили вазу с розами. Навели макияж и заточили карандаши.
Увы! Вместо долгожданного газового проходимца в НАБУ десантировались непрошеные прокураторы ГПУ. Внушительная группа серьезных законников в сопровождении прокурорского спецназа. Приходи, кума, любоваться!
Проверять кого угодно – для того и создавалось НАБУ, но кто б мог подумать, что к ним так запросто могут пожаловать другие?!
В коррумпированных государствах невинных не бывает, разве что детки ясельные да аксакалы мудрые, разменявшие вторую сотню земных услад. Вот и немудрено, что детективы - антикоррупционщики сами оказались грубейшими нарушителями Закона. Трудно поверить, но безобразия этого внебрачного дитяти юстиции, которому и отроду нет году, достигли немыслимых для законопослушной Украины высот: гонители беззащитных олигархов дошли до такой низости, как несанкционированное прослушивание своих фигурантов (то есть, не алмазики пересчитывали, чем грешили на досуге "бриллиантовые прокуроры"; не взятками шалили с утреца пораньше, что испокон веков практиковало благородное прокурорское сообщество, а - змеи подколодные! - втихаря снимали информацию с трубки какого-то, априори, невинного пана).
Ужасная новость, как пожар в лесу, разлетелась от Сяна до Дона по задворкам великой империи. Спасём НАБУ! – хваталась за всю свою больную голову возмущенная общественность. Телеканал 112 в режиме онлайн окатывал слушателей душем Шарко, вещая про грядущие последствия ужасного шмона. Тут уже и слепым открылась страшная истина: преследование властями ИНАКОмыслящих перешло в новую фазу - гонений на мыслящих ТАКО, но не совсем по закону. В социальных сетях и прочих психотусовках стала барражировать навязчивая идея про выдвижение к Генпрокуратуре славных добробатов, соскучившихся по «справжній чоловічій діяльності» и ищущих приключений на собственную пятую точку.
Власти не растерялись. В готовность были приведены элитные подразделения:
"Альфа", "Бета" и «Соловей – 7.40» (нечто вроде бывшего «Нахтигаля»). Лучше слабая демократия, чем сильная анархия!
Мигом включились все телевизоры страны – от новейшей плазмы и вплоть до полуслепых телерадиол «Харьков», образца 1959 года, на экранах которых непорочным агнцем явился народу милый облик главного рыбаря державы, увлеченного перманентной ловлей крупных представителей местной ихтиофауны. Публика внимала и млела всем своим естеством: до чего складно и разумно объяснял он необходимость экзекуции над НАБУ, слегка зарвавшимся в своем рвении раз и навсегда уничтожить многоглавую гидру олигархата.
Отдадим генпрокурору должное: своим явлением на телевидении он снял большинство скандальных вопросов. Кроме парочки маленьких, например:
- чей телефон прослушивался незаконно (другими словами, сколько миллиардов стырил его владелец, если генпрокуратура, защищая имярек интересы, сработала столь оперативно)?
- и на сколько бы букв был послан законопослушной прокуратурой любой рядовой украинец, лишь заикнувшись, что его разговоры прослушиваются?
С тех пор прошла почти неделя. Полная тишина. Скандал с обыском в НАБУ, похоже, канул в лету. Что-что, а молчать, как рыба об лед, наша прокуратура умеет.
Страна так и не знает: во имя чего был затеян этот сыр-бор, что же преступного нашли прокуроры в Национальном антикоррупционном бюро Украины? Боюсь, это неизвестно и генеральному прокурору. Как говорится, не знаем, что нашли, зато хорошо знаем, что потеряли. Потеряли доверие к правоохранительным органам, без которого действенная борьба с коррупцией невозможна.
Только не думайте, что произошла какая-то накладка: не разобрались меж собой силовые структуры. Этот обыск и не должен был чего-то найти. Его миссия была - заставить НАБУшников проводить оперативные мероприятия лишь с санкции надзирающих органов. Чтобы контролировать, кого разрабатывает этот непредсказуемый орган. Другими словами, чтобы свои не пострадали.
При всем доверии к
генпрокурору, который, не будучи специалистом, мог быть в этой ситуации
использован в темную, скажу откровенно: каждый должен заниматься тем,
что у него хорошо получается. Юрий Луценко прекрасный масс-медиатор. Как
пресс-секретарю ему вообще нет равных. Не каждый может всегда и всем
разъяснять то, что и самому не вполне понятно. Та же Ирина Геращенко,
подвизавшаяся в свое время в роли пресс-секретаря известного пасечника,
чьи «руки ніколи не крали», и в подметки не годится этому краснобаю.
Вопрос в другом: стоит ли платить за бла-бла-бла -генпрокуроровскую
зарплату, или все-таки это излишняя роскошь для нашего небогатого
государства?
Виталий Бронштейн
Учитель словесности, заслуженный работник образования Украины
Учитель словесности, заслуженный работник образования Украины