В минувшую пятницу, 17 апреля, судья Херсонского городского суда Оксана Черныш отменила подозрение в совершении преступления по статье 118 Уголовного кодекса лесоводов Великокопанского лесничества Виталий Григорьеву, который случайно убил браконьера.
Виталий Григорьев стал известен всей Украине в начале 2020 года. Вечером, 10 января, во время рейда по охране леса он заметил четырех браконьеров, выпиливали дерева. Виталий пытался не дать нарушителям уйти, и один из них запрыгнул в автомобиль и поехал прямо на лесовода. После трех предупредительных выстрелов вверх Григорьев выстрелил по двигателю машины, пытаясь ее остановить, но пуля случайно попала в водителя. Тот скончался на месте. За следствие взялось Государственное бюро расследований под руководством прокурора областной прокуратуры Владимира Коломойца. А уже через три месяца следственная судья Херсонского городского суда Оксана Черныш отменила сообщение о подозрении через ее противоречивое содержание. Что это значит, как сегодня развиваются события вокруг следствия, есть ли шанс на оправдательный приговор и продолжают браконьеры пилить херсонские сосны - узнавала онлайн-газета «Вгору».
Поле битвы - суд
Отмена сообщение о подозрении - это лишь первый, но абсолютно оправданный шаг защиты, рассказывает адвокат Григорьева, Марина Елисеева. Уголовное дело еще не закрыто, но с таким «обоснованием», которое выложили в подозрении, следствие не имело перспектив:
"Содержание подозрения абсолютно нелогичный, - объясняет Марина Елисеева. - Следствие инкриминирует Виталию совершения преступления по статье 118 Уголовного кодекса Украины« Умышленное убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для задержания преступника ». Но он не мог одновременно защищать свою жизнь и преследовать браконьеров, это даже представить сложно! А обвинения все равно так полностью и выложило в подозрении всю статью ».
Сейчас адвокат вместе с коллегами из адвокатского объединения «Миллер и партнеры», добивается объективного следствия. По словам Елисеевой, защиты Виталия приходится постоянно подавать жалобы и ходатайства на непонятные действия следователей. Например, адвокатам отказывают в проведении судебно-медицинской экспертизы или эксперимента с участием трасолога и баллиста:
"Вместо эксперимента с манекеном и определения траектории полета пули провели обычную экспертизу, - возмущается Елисеева. - Мало того, при проведении экспертизы следствие ставило такие вопросы, ответы на которые, скажем, не столько разоблачают Виталия, сколько ни выясняют объективной истины . Мы подали жалобу на отказ в проведении эксперимента. Еще, понятно почему, нам отказали в проведении судмедэкспертизы. Мы тоже подали ходатайства и нам его приняли. в общем данные по делу были собраны следствием исключительно с обвинительным уклоном ".
На фото прокурор Владимир Коломоец. Автор фото Дмитрий Багненко.
Онлайн-газета «Вгору» пыталась взять комментарий у следователя Государственного бюро расследований Артема Ермака, который занимается этим делом, но разъяснить свои действия представитель обвинения отказался.
В результате позиция прокуратуры и ГБР хорошо поняла, резюмирует Марина Елисеева - кое-как провести следствие и передать его в суд. Пусть там уже защите бьется, доказывая, что подсудимый не виноват. Поэтому решение следственного судьи об отмене уведомления о подозрении к рассмотрению дела по существу, стало для следствия полной неожиданностью. Но апелляцию подали, делится представитель защиты:
"Да они всегда подают, это не удивительно, - пожимает плечами Марина Елисеева. - Ничего не изменилось в системе досудебного расследования, в подходах. Например, когда они пытаются« обводить вокруг пальца »защита на определенных этапах, уклоняясь от совместных постановок вопросов экспертам. рассказывают, что мы готовы проводить следственные действия, а затем отказываются потому, что не считают нужным это делать. Указывают по подозрению взаимоисключающие обстоятельства ... Все, как всегда, не хотят брать на себя ответственность, передавая дело в суд, вместо того, чтобы закр ты уголовное производство, признать собственные ошибки и поработать над ними. Конечно, никого это не остановит - подобных ситуаций, которые завершились в нашу пользу, у меня с партнерами было немало ".
Поле битвы - лес
А пока в Херсоне продолжается ожесточенная юридическая борьба, в Виноградовском лесничестве, где произошло трагическое событие, уже несколько месяцев не слышали звука пилы браконьеров. Но радоваться рано - «черные лесорубы» просто передислоцировались в соседние районы:
"Те, кто здесь пилил, просто« нырнули »в Гладковском лесничество, - делится наблюдениями Виталий Григорьев. - В дровах пока нет необходимости, а вот в столбах для построения теплиц или, как здесь говорят,« балаганов », потребность есть целый год. Но, даже несмотря на результат в моем деле, уверенно скажу - браконьеры снова начнут здесь пилить ближе к зиме. Они десятилетиями здесь хорошо жили, налаживали процессы. Это система, которую нам еще предстоит побороть ".
Виталий Григорьев на месте происшествия 12 января 2020. Фото из архива «Вгору»
Напомним, в прошлом году онлайн-газета «Вверх» писала о нелегальной вырубки древесины в Голопристанском лесоохотничьем хозяйстве. Только по официальным данным, сумма ущерба от черных лесорубов в период 2015-2019 годов по этому ЛМГ достигла 330 000 000 гривен. Браконьеры, не скрываясь, выпиливали (и продолжают это делать) сотни сосен, высаженных 60 лет назад для сдерживания наступления песков на окружающие населенные пункты. Подавляющее большинство древесины используется для отопления теплиц.
Наказание же за нелегальную вырубку леса почти нет .. с 2017 года только в Голопристанском районе было открыто 207 уголовных производств по незаконной вырубки леса, из которых закрыты 140, а в суд пришли только четыре. Штрафы по трем из четырех дел - по 850 гривен.