В прошлом году в одной херсонской семье произошла трагедия – был убит человек. Но, как оказалось, наказывать в этом случае некого...
12 августа 2016 года муж моей сестры, Сергей Иванович, поехал с внуком на дачу, – написала недавно в письме в редакцию родственница погибшего. – В то же время там находился пьяный сосед, который развлекался и стрелял в разные стороны из малокалиберного оружия (его дача от нашей в метрах 50–65).
Сосед разбил нам два стекла в металлопластиковых окнах на кухне и лишил жизни моего зятя. Спасибо, что внук, который находился рядом, остался жив. До настоящего времени нет суда. Я сама видела на пне дерева на даче соседа 7–8 следов от пуль. Прошу вас помочь, чтобы не допустить больше такой трагедии! Серёжа был капитаном судна в Англии. Его прекрасно воспитали родители, надеясь, что он станет опорой в их старости.
А когда они узнали, что единственного сына уже нет, то у его мамы случился инфаркт, у отца – инсульт. 25 июня 2017 года отец Сергея скончался – не смог пережить того, что его единственный сын – в могиле, а убийца на свободе! Мать Сергея в тяжёлом состоянии. Моему зятю было всего 53 года. Если будут молчать на моё письмо в полицию, то придётся обращаться в прокуратуру. Убийца должен сидеть в тюрьме!
В прошлом году отдел коммуникаций Нацполиции в области сообщал в своей сводке, что в тот злосчастный день в больницу доставили херсонца с раной в груди. Он, будучи в сознании, рассказал врачам, что чинил забор на даче. Гвоздь якобы отскочил и пробил ему грудь. Однако во время операции хирурги изъяли из раны мелкокалиберную пулю.
К несчастью, мужчина умер от потери крови. Было серьёзно задето лёгкое. О случившемся медики сообщили в полицию. Оперативники выехали в указанный дачный кооператив и на даче у погибшего в окне дома обнаружили два отверстия от пуль. Полицейские обошли соседей и выяснили, у кого в хозяйстве была соответствующая винтовка.
Хозяин оружия рассказал, что в тот день он со своим другом выпивал, потом они решили поупражняться в стрельбе. И стали стрелять по пню. На другом дачном участке сосед ремонтировал забор. Но мужчины даже и предположить не могли, что подстрелили его.
После письма в редакцию нашей читательницы мы решили выяснить, почему до сих пор не назван виновный в трагедии. Как в телефонном разговоре прокомментировал заместитель начальника следственного управления – начальник отдела по расследованию преступлений, совершённых против жизни и здоровья лиц, Виталий Марчук, после расследования этого случая полиция направила в суд дело по статье «Незаконное обращение с оружием».
Применить статью «Убийство по неосторожности» невозможно. В этом деле не всё так просто. Как объяснил Виталий Андреевич, в юридической практике есть такое понятие – «казус». И этот случай, к сожалению, – его пример.
В юридическом словаре находим пояснение слова «казус». Это событие, которое не зависит от воли лица и поэтому не может быть предусмотрено при данных условиях; случайное действие, которое (в отличие от умышленного или неосторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечёт юридической ответственности.
«К большому сожалению, это очень непростой случай, – комментирует замначальника следственного управления. – Во время проведения следственного эксперимента установили, что стреляли двое, по очереди, раз 15–20. Пуля, которая попала в человека, прошла не прямо, а срикошетила через пару участков. Даже сам капитан не понял, что произошло. Он думал, что ему в грудь отскочил гвоздь. Пострадавшего долго не могли переправить через реку, искали лодку. Даже обращались к соседу, который стрелял. И он тоже не мог даже догадаться, что произошло на самом деле.
Только врачи во время операции выяснили, что в груди – пуля. В этом случае применить обвинение сразу к двум лицам по статье "Убийство по неосторожности" невозможно. Ведь неизвестно, кто именно виноват, нельзя определить, чья именно пуля попала в человека. Это, что называется, казус. Малокалиберная винтовка, из которой стреляли, была не зарегистрирована. По словам её хозяина, он оружие нашёл. Потому в суд направили обвинение по статье "Незаконное обращение с оружием"».
Алёна ГРЕБЕНЮК
"Гривна. Новый формат"