7 февраля достоянием гласности стал факт проведения Службой безопасности Украины обыска в квартире сотрудника издания «Дорожный контроль» херсонца Виталия К.
Основанием для этого стали данные о возможном применении этим гражданином запрещенных в Украине средств видеозаписи, а конкретно – микровидеокамеры, встроенной в автомобильный брелок. У Виталия К. сотрудники спецслужбы изъяли ноутбук.
С просьбой прокомментировать ситуацию, а также кулуарные разговоры о том, что вот, мол, 37-год вернулся с репрессиями, «Гривна» обратилась к возглавляющему УСБУ в Херсонской области генерал-майору Вячеславу Савченко. Ниже – его ответ.
- Поверьте, в Службе безопасности Украины ко всему тому, что на постсоветском пространстве объединяет термин «1937 год», относятся крайне негативно. Но не менее негативно мы относимся и к тому – недавнему и незабытому, – что символизирует термин «беспредел 1990-х». Ведь помните – это были годы неконтролируемого беззакония. А теперь, возвращаясь к теме конфликта, инициированного сотрудником «Дорожного контроля», скажу: многие из тех, кто предались стенаниям по поводу «37-го», с большим «интересом» для себя сейчас применяют методы «девяностых».
Вдумайтесь в ситуацию: я могу привести далеко не один пример эффективного сотрудничества нашего УСБУ с гражданами в вопросе борьбы с коррупцией и взяточничеством на дорогах. Нам сигнализируют – мы реагируем. Условие одно – законными методами. Бороться противозаконием с противозаконием?! Табу! То, в чем обоснованно подозревается сотрудник «Дорожного контроля», называется на официальном языке незаконным использованием специальных технических средств для негласного получения информации. Это такое же уголовно наказуемое деяние, как и получение взятки сотрудником ГАИ. И то, и другое – в компетенции СБУ.
А теперь представьте себе ситуацию: сотрудник ГАИ гражданин Ф. обращается в суд с иском к этому Виталию К. из «Дорожного контроля». Он жаждет опровержения недостоверной информации и возмещения морального вреда. В ходе заседания судья отвечает отказом на просьбу Виталия разрешить проводить видеосъемку. Здесь без комментариев: судье виднее. Но вскоре на интернет-сайте «Дорожного контроля» все же появился видеоматериал этого судебного заседания – незаконно отснятый. Собранные в ходе досудебного расследования факты дали основание предположить, что Виталий К. использовал так называемый видеобрелок. Ввоз в Украину таких изделий, их покупка, продажа, использование – противозаконны и наказуемы. В данной ситуации следователь СБУ был обязан сделать то, что сделал: он обратился в суд за разрешением на обыск жилища гражданина К., мотивированно подозреваемого в вышеуказанном преступлении.
Поверьте, судья оч-чень долго думал, дать ли санкцию на обыск. Но дал. Его результат я сейчас обнародовать не буду: идет следствие. Будет суд, он и поставит точки над «і». Могу лишь добавить, что предусмотренное инкриминируемой статьей наказание по своей мягкости и символичности никак не позволяет проводить какие бы то ни были аналоги с 1937 годом. Сейчас не время репрессий, сейчас время наведения порядка, и СБУ вносит и будет вносить в это дело посильную лепту – в рамках закона.
P. S. С начала текущего года Управлением СБУ в Киеве зарегистрировано 148 уголовных производств по фактам незаконного перемещения с использованием почтового канала и курьерских служб через государственную границу специальных технических средств негласного получения информации. Как сообщили «УНИАН» в пресс-секторе УСБУ в Киеве, сотрудники столичного Управления совместно с таможенными органами выявили факты перемещения на территорию Украины более 350 единиц спецтехники.
Валерий Боянжу, «Гривна»