Уже неделю продолжается гражданская блокада оккупированного Крыма, которая началась 20-го сентября. О ситуации на границе с оккупированным Крымом сегодня и настроения, которые царят на полуострове, говорили в программе «На свежую голову» на Громадськом.ТВ.
На связи со студией был вице-президент Всемирного конгресса крымских татар Ленур Ислямов (на фото).
Мария Бабич: Вы сейчас находитесь непосредственно на границе, где именно?
Ленур Ислямов: Так точно. Я сейчас на Чонгаре.
Мария Бабич: Какая ситуация там сейчас, что произошло за неделю и довольны ли вы своей работой?
Ленур Ислямов: Мы довольны результатами. Мы сами не ожидали какой муравейник мы тут разворошили. Это была огромная коррупционная дыра в стране, через которую утекали огромные средства, без налогов, без ничего. Здесь царствовали несколько различных структур.
Мария Бабич: то Есть там все зарабатывают деньги?
Ленур Ислямов: Да, я был удивлен. Мы идеализировали нашу страны. Понимали, что у нас есть разные люди, но не до такой степени. С другой стороны мы рады, что младшая община действительно здесь есть. Этим молодым людям не нужны деньги, власть. Им нужно ощущение того, что они живут в другой стране. Им надо, чтобы страна изменилась. Конечно, есть люди, которым шум, который происходит в стране, тоже очень нужен.
С самого начала, как только мы объявили, что начинаем эту акцию, очень символично, что первыми к нам присоединилось Запорожье, запорожские казаки. Крымские татары и запорожские казаки двумя батальонами встали и перекрыли три участка границы. Потом подходили еще люди. Присоединился «Движение».
Мария Бабич: Те, кто везли туда большие фуры с материалами и продуктами, они вас поняли? Не было каких-либо серьезных инцидентов на границе?
Ленур Ислямов: Они перекрывали дорогу, они останавливали вообще движение. Они, таким образом хотели вызвать народный бунт. Чтобы вы поняли 17 числа таможня уже не выдавала декларацию, по которой можно было заплатить какую-то сумму и уехать. Наша налоговая система внутри страны построена так, что если вы везете товар из Львова. вы по закону в свободной экономической зоне 4032-А, вы заплатите больше налогов, чем если из Херсона. Поэтому оформляли так, будто какое-то мороженое заехало в Херсон, там заплатить какому-нибудь страховому брокеру 200 тысяч гривен на заправке и оформляется, что это уже херсонское мороженое. А то, что на нем написано, что это Львов, это никого не волнует. И потом такое мороженое проходит в сторону Крыма. То же самое с мясом, картофелем, электротехникой.
Мы насчитали около 30 миллионов долларов только за три дня из 400 фур, которые должны были заехать в Крым.
Мария Бабич: Вы уже обустроили палаточный городок и готовитесь к зиме. Это правда?
Ленур Ислямов: У нас зимние палатки, зимние спальники, мы здесь окопались всюду. Мы к этому готовы. После того, как мы зажали в тиски 400 фур и вытеснили их обратно на материк, нам кто только не звонил и от кого только не звонили, чтобы мы их пропустили. Но ни одна фура с грузом не зашла. Теперь через большую разницу в цене на материке и на полуострове маржа доходит до 1000 процентов, цена больше в 10 раз. Одной фурой с картофелем в Крыму можно заработать на 10 фур с картофелем на материке.
На Чонгаре есть старое христианское кладбище, с камнями, чтобы объехать нас, фура ночью пыталась прорваться через границу и прорыла это кладбище. Чтобы прорваться с товаром, она снесла все надгробия. Когда они видят деньги, у людей падает «планка». Но мы эту фуру поймали. Теперь на Арбатской балке пытаются лодками возить.
Мария Бабич: есть взаимопонимание с властью, поддерживает ли она вас и будут приняты какие-то официальные решения?
Ленур Ислямов: Они нас пока не поддерживают. Есть три поста: Чонгар, Чаплынка и Каланчак. В Чонгарский администрации естья Воробьев, который нас поддерживает. Он сразу на все три пункта предоставил скорые помощи. Он понимает, что здесь есть 500 человек, которые живут в палатках и питаются на улице. Также здесь есть батальон новой милиции из Херсона, которая перед нами стоит и за нами стоит, на всякий случай, чтобы нас здесь не пришел и не зачистил ночью.
Мария Бабич: Какая ваша цель, сколько вы будете там стоять?
Ленур Ислямов: Мы хотим, чтобы Украина вернула Крым, и будем здесь стоять, чего бы нам это не стоило. Мы не дадим коррупционным менеджерам, которые там где-то засели, торговать нашей родиной за копейки. Мы отстаиваем честь человеческую, чтобы гордо здесь стоять и смотреть в лицо окупанту.