В конце ноября появилась информация о том, что на Центральном рынке Херсона волонтёры собирали деньги для выкупа наших земляков из донецкого плена. Тогда за один день продавцы и покупатели пожертвовали около 11 тысяч гривен. Куда пошли эти средства и главное – какова судьба херсонцев, которые оставались в плену? Ведь конечная сумма, которая требовалась, была во много раз больше.
Этот вопрос «Гривна» задала директору Центрального рынка Александру Юсифову, который поддержал инициативу волонтёров и помог собирать средства для освобождения херсонцев. Александр Иванович переадресовал вопрос депутату облсовета Вячеславу Яременко, который является одним из координаторов сбора помощи.
Вячеслав Васильевич сообщил, что всего для освобождения наших земляков из плена на Херсонщине благодаря неравнодушным людям набралось порядка 200 тысяч гривен. Общими усилиями областные власти, организации и предприятия, фермеры, просто небезразличные жители региона собрали 150 тысяч гривен и продуктов на 50 тысяч гривен.
На 150 тысяч гривен, которые поступили «живыми» деньгами, также купили продукты, а ещё аккумуляторы и генераторы для противоборствующей стороны, которая удерживает в плену наших бойцов. При этом 20,5 тысячи гривен из этих денег за три дня волонтёры собрали на Центральном рынке областного центра.
- Фура с продуктами и “инвентарем” ушла на Донбасс, – рассказал Вячеслав Яременко. – В итоге, полторы недели назад в Херсон вернулись 6 человек: это бойцы внутренних войск, Нацгвардии, добровольного батальона милиции, “срочники”. В лагере в Волновахе остаются ещё 37 человек. Их обещают отпустить в ближайшее время, до Нового года люди должны приехать домой.
Нельзя было не задать ещё один вопрос. Периодически возникают разговоры о том, что за деньги на Донбассе из плена никто никого не отпускает: мол, только в обмен на пленников из так называемой ДНР. «Обмен пленными осуществляется редко и плохо, – пояснил собеседник. – Как правило, требуют что-то взамен. Тем, кто воюет на стороне ДНР, не хватает продуктов, аккумуляторов. Что нужно, то и требуют. У всех свои методы ведения переговоров. Проводят переговоры, в том числе и по скайпу, встречаются на нейтральной территории, потом свозят пленных… Так что будем надеяться, что и оставшиеся в плену херсонцы вернутся домой».
"Что хлопцы едут домой – хорошо. Но зачем кормить боевиков?!" – может возмутиться кто-то. Подобные фразы звучали и после прошлой публикации «Гривны» – о сборе средств на рынке для выкупа пленных. Тогда директор Центрального рынка Александр Юсифов рассказал, что поначалу противники хотели обменять свободу наших пленных ребят на бронежилеты и каски, но волонтёрам удалось договориться, что на Донбасс привезут продовольствие: не патроны же боевикам поставлять, в самом деле. Но и снабжать их продуктами тоже не хочется. Однако разве ценнее эти крупы и консервы по сравнению с человеческой жизнью, с тем, что дети снова увидят своих отцов?
На днях в телестудии Савика Шустера был руководитель СБУ Валентин Наливайченко. Разговор в числе прочего шёл и об освобождении пленных украинских военных и их обмене на боевиков и диверсантов. Глава СБУ признал: среди задержанных есть очень «серьезные» люди, в том числе организаторы диверсий. То есть по логике выходит: разве можно безнаказанно отпускать таких «специалистов»? Однако, признался Валентин Наливайченко, СБУ вынуждена их отпускать – чтобы взамен украинские военные могли вернуться в свои семьи живыми. Для любой матери, жены, для сыновей и дочек это – самое правильное решение.
И если есть хоть малейшая возможность освободить из плена наших бойцов, эту возможность нужно использовать.