Нардепы от Батькивщины рассказали о своей версии голосовании в Херсонском СИЗО
Сегодня народные депутаты и кандидаты в народные депутаты Игорь Жданов, Александра Кужель, Юрий Одарченко, а также юристы "Батькивщины", как херсонские, так и киевские, представили на обсуждение журналистов свое видение и факты нарушений, которые, по их мнению, повлияли на результат голосования в Суворовском избирательном округе № 182, где победу с небольшим перевесом одержал Александр Спиваковский
Нарушение и видение нарушений можно свести к нескольким группам: во-первых, незаконное голосование, то есть выдача бюллетеней неустановленным лицам и тем, кто был незаконно включен в список для голосования, во-вторых, давление на избирателей-заключенных, в-третьих, бездействие окружной комиссии, которая отказывается рассмотреть жалобы и акты о нарушениях на этих участках.
В качестве доказательств участники пресс-конференции продемонстрировали карточки, по которым голосовали заключенные, а также фотографии списков избирателей, которые были сделаны наблюдателями КВУ во время повторного пересчета бюллетеней избирательного участка из СИЗО (повторный пересчет был сделан членами ОВК после того, как были приняты все протоколы про подсчет голосов). Также были названы подозрения, которые, по мнению спикеров, доказывают факты давления.
Какие же это подозрения? Во-первых, сын руководителя херсонского пенитенциарного ведомства сейчас занимает высокий пост в "Укроборонпроме". И это на что-то, оказывается, влияет при голосовании в тюрьмах за кандидата в народные депутаты Александра Спиваковского.
Во-вторых, голосование в колониях и СИЗО отличается от среднестатистического голосования по Херсону: заключенные, мол, как-то подозрительно дружно проголосовали за Блок Петра Порошенка и кандидата от этого Блока Александра Спиваковского.
В-третьих, заключенные при разговоре с депутатами не могли вспомнить точную фамилию кандидата, за которого голосовали, называя его то Спиваком, то Спивакиным и т.д. Это подозрение обнародовала Александра Кужель и чуть позже сама же перекрутила фамилию еще одного херсонского политика - Владимира Сальдо, на что ей тут же указали дотошные журналисты: мол, почему ей можно не помнить своего коллегу-депутата, а заключенным нельзя перекрутить фамилию кандидата, за которого они голосуют.
Кроме доказательств и подозрений организаторы пресс-конференции произвели много и бездоказательных утверждений, взывая к здравому смыслу журналистов, а не к норме или букве закона. Например, они утверждали, что на карточках заключенных есть какие-то пометки, которые соответствуют, якобы пометкам в бюллетенях (?). О том, что окружная комиссия демонстративно вчера отказывалась рассматривать жалобы на очевидные нарушения на участках в СИЗО и колонии, и принимать решение про пересчет голосов, хотя юристам наверняка известно, что этап рассмотрения жалоб на ситуации, возникшие в день голосования и подсчета голосов, уже давно прошел и окружная комиссия может лишь только на своем заседании уточнить протокол подведения итогов. И выглядит это так, что плохая комиссия отказывается рассмотреть очевидные вещи, а на самом деле, комиссия действует в рамках прописанных законом процедур. Были и другие примеры такого рода высказываний, которые производил десант из Киева в защиту своего однопартийца.
Также были и просто шумные заявления. О том, что генерал-майора внутренней службы Владимира Пинькаса надо люстрировать. Что помощники народного депутата Андрея Путилова совершили во время Майдана попытку изнасиловать двух девушек, одна из которых оказалась помощницей народного депутата Александры Кужель. Что глава облгосадминистрации Андрей Путилов сбежал из Белого дома, чтобы не встречаться с народным депутатом Александрой Кужель и целый день не отвечал на телефонные звонки. И т.д., и т.п.
Что из этого всего имеет важность для изменения результатов голосования? Почти ничего.
Но есть другая проблема, извечный нарыв, который уже много лет существует в нашем государстве и который предпочитали не трогать и наши политики, и наши общественники. И о котором так громко и аргументировано заговорил Юрий Одарченко.
Это во-первых, проблема несвободного формирования воли избирателей-заключенных и, во-вторых, многочисленные дыры закона, которые существуют для того, чтобы протягивать победу в случае часа икс, и которые могут исказить результат волеизъявления избирателей.
И надо сказать спасибо Юрию Одарченку и его команде, которые, борясь за свой результат, вплотную подошли к этим проблемам.
Жаль, что не хватает масштабности. Вполне закономерно было бы проверить результаты голосования по каждому СИЗО и колонии в нашей стране. И в том случае, где они могли теоретически повлиять на результаты голосования аномально большими цифрами, провести расследования, так как "тюремное голосование" за кандидатов либо от власти, либо от бизнеса, является типичным для всей Украины и на многих выборах подряд. Провести расследование и наказать уголовными сроками тех, кто незаконно влиял на результаты волеизъявления избирателей в колониях, кто выдавал им карточки неустановленного образца или, не дай Боже, организовывал "карусели" в колонии (об этом также говорили спикеры пресс-конференции).
Так исказили результаты голосования? Наверняка это никто не сможет сейчас сказать. Необходимо более тщательное расследование. В том числе, хочу еще раз это повторить: не через признание выборов на этих участках недействительными, а через возбуждение уголовного дела по подозрению в давлении на избирателей-заключенных.
Идеальным вариантом было бы переголосование на этих нескольких участках, а также в дальнейшем - кардинальное решение судьбы голосования заключенных через изменение в законе про выборы. Возможен ли такой ход дела? Да, возможен. Мы живем в новой стране и нам времени на правду не жалко.
Да, но при этом мы должны понимать, что этот вот поиск правды будет выходить за рамки процедур, прописанных в законе про выборы народных депутатов. И поэтому представителям "Батькивщины" надо убрать обличительную риторику борьбы с фальсификаторами a la 2004 года, так как это не выявление фальсификации, это попытка со стороны команды Юрия Витальевича подорвать основы бандитского государства, которое было создано в конце 90-х годов Кучмой и Януковичем. И в этом мы видим историческую возможность Юрия Одарченка.
Дементий Белый, руководитель ХОО КИУ