Грустно и смешно слышать дилетантские заявления о способности Крыма обходиться собственными водными ресурсами. Особенно печально, когда таким дилетантам-общественникам в этом вопросе дают возможность высказываться в СМИ под видом экспертов.
Некоторые из них заявляют, что, мол, до запуска Северо-Крымского канала Крым как-то обходился без днепровской воды и нормально жили. Во-первых, жили не нормально, а с дефицитом воды в северном и восточном Крыму. Во-вторых, потребности в воде тогда были в разы ниже, чем сейчас. Об этом дилетанты не задумываются или попросту не знают.
Следующий их довод, мол, надо рационально использовать воду, имеющуюся в Крыму, и тогда ее будет хватать. Эти дилетанты в гидрологии смеют утверждать, что нужно бетонировать дно рек или вообще запускать реки в трубы. Опять они забывают, а вернее совершенно не понимают, что природа все рационально продумала веками. Река не просто течет, она равномерно наполняет подземные воды, так необходимые экосистеме.
На днях побывала на Белогорском водохранилище. Несмотря на осенние осадки, вода практически не прибавилась. Плотина стоит голая уже несколько месяцев, что, по техническим причинам, очень неблагоприятно влияет на ее состояние – идет проседание и разрушение конструкции.
Почему же водоем не наполняется? Да потому, что как никогда идет всасывание водных ресурсов на нужды истощенных подземных вод.
Выше водохранилища река Биюк-Карасу уже стала вполне полноводной и несет в водоем немалое количество воды, но наполнить его не может. А ниже водохранилища, вытекающая из него Биюк-Карасу, представляет собой жалкое зрелище – не реки, а ручья.
Лишь в Белогорске, где в Биюк-Карасу впадает ее приток Танасу, уровень воды становится похожим мало-мальски на реку.
Биюк-Карасу, как и другие реки Крыма, питают подземные воды засушливого полуострова. Неудивительно, что в долине Биюк-Карасу из-за ее небывалой критически низкой водности у людей стала уходить вода в колодцах и скважинах. А ведь многие крестьяне пользуются именно этой водой для обеспечения себя и своего хозяйства.
В Крыму за последние четыре года накопленные столетиями подземные воды безбожно расходуются на нужды хозяйства и населения. Не зря крымчане ропщут, что к власти пришли временщики. Например, симферопольцы в шоке – в хорошие времена, когда работал Северо-Крымский канал, воду и то рачительно использовали, отключая в определенные часы. Сейчас же – льется круглосуточно! За эту расточительность расплата уже приходит. И первые, как всегда, страдают жители села.
Например, жители села Вишенное в долине Биюк-Карасу со страхом ожидают зимы. С лета, из-за обмеления реки и Белогорского водохранилища, в селе не подают воду, а то, что централизовано привозят – хватает лишь на минимум потребностей. Жители села сейчас умудряются как-то сами выкручиваться из ситуации, запасаясь то дождевой водой, то привозя воду, но когда придут холода, проблема значительно усугубится.
Экологи бьют уже во все колокола (только кто же их слышит?) про истощение подземных вод, про всасывание соленой воды и засоление крымских почв, про начавшуюся деградацию флоры и фауны в северном и восточном Крыму, про нарушение подземных водных пластов карьерами...
Не дилетанты, считающие, что Крым может обойтись своей водой, а грамотные эксперты утверждают, что в Крыму начались необратимые процессы вследствие чрезмерного потребления подземных вод и нарушения устоявшейся экосистемы.
Зарема Сеитаблаева, крымчанка, блогер (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)