К работе в усиленном режиме, который здесь чаще называют режимом осажденной крепости, перешел трудовой коллектив заповедника «Аскания-Нова».
На границах его территории прокладывают рвы и обустраивают препятствия, которые не позволяют проехать автомобилям даже повышенной проходимости.
Таким образом перекрывают доступ любителям устраивать в целинной степи салюты и подрывать петарды, от которых может загореться сухая трава, вызвав большой пожар. А гостей с пиротехникой, норовящих проникнуть сюда пешком, будут выдворять мобильные патрули.
Работа кипит и в дендропарке заповедника. Стволы хвойных деревьев, которые здесь растут (в т. ч. и редких или экзотических) обрабатывают известью с особыми химическими добавками. Если кому-то из браконьеров взбредет в голову такую елку или сосенку срубить, то при комнатной температуре она будет издавать прямо-таки тошнотворный смрад, от которого глаза режет.
Мера, кстати, довольно эффективная: в прошлом году после такой обработки в дендропарк с пилами и топорами за елочками лезть перестали напрочь — как отрезало. Хотя в прежние годы такие набеги случались.
Директор заповедника Виктор Гавриленко говорит, что работа в усиленном режиме продлится до первых чисел января. Так что отдохнуть ученым удастся только под Рождество, когда елки уже не рубят, а интенсивность салютов резко идет на спад.