Наверное, эти радикальные настроения и заставило его ещё в мае 2014-го рвануть в ДНР и взять в руки не только перо, но и оружие.
16 ноября Херсонский городской суд назначил Ковальчуку Юрию Сергеевичу наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет без конфискации имущества. Статья, по которой его судили, гласит: «Створення не передбачених законом збройних формувань або участь у їх діяльності – карається позбавленням волі на строк від трьох до восьми років з конфіскацією майна або без такої».
– Я вообще не понимаю, почему Юрку не в ту степь занесло, – удивляется его бывший коллега по работе в одной из газет Херсонской области. – Он же нормальным мужиком был. Хорошо писал, правда, со своими закидонами… Может, война проявила то, что в нём было скрыто?
– Он не сразу понял, куда попал, – говорит знакомая Ковальчука из Новой Каховки. – В последнее время очень хотел домой, тосковал… Может, это и к лучшему, что попал в тюрьму, а не лежит где-то прикопанный на Донбассе. Конечно, отсидит и выйдет. Но биографию себе он уже испортил.
Попал в хронику
Странный персонаж
Юрий родился в 1983 году в Новой Каховке. Здесь окончил школу. Затем учился в Херсонском государственном институте. Изучал иностранные языки – английский и немецкий. Тогда же у него проявились способности к журналистике. Первую заметку в газете опубликовал в 19 лет. На сайте Work.ua до сих пор висит его резюме от 3 октября 2012 года. В нем он указывает, что занимался журналистикой с августа 2003-го. Сотрудничал с областными изданиями «Такі справи» и «Вгору», новокаховскими газетами «Ключи» и «Час», николаевским интернет-порталом «Набат», который впоследствии закрыли за антиукраинскую направленность.Но более всего Юрий прославился работой в газете «Новокаховская правда». Писал хлёстко, в основном статьи против местной власти, проводил журналистские расследования, выявлял серьезные нарушения в работе чиновников. Для поиска компромата в виде какого-то документа мог запросто поехать в Киев и даже Москву. Ему принадлежит выражение: «Кто-то что-то построит, а мэр подкрадется и перережет ленточку».
– Он был странным персонажем, – вспоминает бывший новокаховчанин Сергей Цыгипа, который сейчас живет в Киеве. – Статьи писал легко – просто самородок какой-то. Но был не прочь заглянуть в стакан.
Вскоре газета таки «достала» власть предержащих. Её учредителю и издателю, предпринимателю Василию Подрезу стали угрожать. Затем подожгли автомобиль и разрушили магазин, который находился при входе на оптово-торговую базу УПТК (бывшее Управление производственно-технологической комплектации строительной фирмы «Херсоноблагрострой»). Это были годы безраздельного правления «регионалов». Подрез вынужден был свернуть свой бизнес и уехать за границу. Сейчас, по слухам, он находится то ли в Польше, то ли в Чехии.
Ковальчук: "Я устал быть цепным псом"
Боевик Шкилет
– Я устал быть цепным псом, – сознавался тогда Ковальчук своему коллеге. – Мы всё лаем и лаем на эту власть, а толку?
Кто знает, когда у него произошел надлом в сознании – тогда или ещё раньше, после гибели родного человека.
Его отец Сергей Ковальчук работал заместителем директора строительной фирмы «Херсоноблагрострой». Вместе с другим заместителем Анатолием Подофой он возвращался из деловой поездки. Автомобиль попал в аварию. Отец Ковальчука погиб, а Подофа остался жив, получив серьёзные травмы. Через некоторое время неожиданно умер руководитель фирмы Валерий Нечаев. Юрий считал эти две смерти неслучайными. А особенно его возмутило то, что его матери после смерти отца предложили в фирме работу уборщицы.
После победы Майдана и начала боевых действий на Донбассе он уже не скрывал своих антиукраинских убеждений. Ездил в Крым, участвовал в митингах под российскими флагами в Новой Каховке. Правда, тогда местные патриоты быстро их разогнали. И Ковальчук в мае 2014 года подался на Донбасс, чтобы воевать за «русский мир». Там получил позывной «Шкилет».
Боевик Шкилет
«Душа просила действий»
Из интервью Юрия Ковальчука:
«Сначала я поехал в Донецк и сразу понял, что там тысяча генералов на одного солдата и полно всяких интриг и подковерных игр, поэтому поехал дальше, – рассказывал Юрий в интервью российской журналистке год назад. – В Славянск меня не пустили из-за отсутствия боевой подготовки, и я остался в Краматорске.
Некоторое время охранял блокпосты, затем под руководством небезызвестного Бабая помогал организовывать радио – славные краматорские «Девятки», тогда оно служило чуть ли не единственным источником информации для Славянска, в котором в то время не было ни интернета, ни электричества, а порой и мобильной связи.
Душа просила активных действий, и при первой возможности я перешел в Краматорскую мотопехоту, где стал бронебойщиком. Оружие было старое – например мой автомат был 1983 выпуска, это год моего рождения. Кроме него мне досталось противотанковое ружье 42-го года, с которым никто не хотел таскаться из-за его размеров и веса.
Мне же, наоборот, оно очень понравилось, у него практически отсутствовала отдача, и он бил на 600-1000 метров – этого достаточно, чтобы уничтожить БТР, а я люблю «работать» один. Да и «рявкает» он внушительно, не то, что какой-нибудь «калашмат», у которого дальность какие-то 300 метров».
В Краматорске он воевал до дня выхода из него боевиков – 5 июля. Получил контузию. Когда город был сдан ВСУ, впал в уныние.
«Если до этого держался, несмотря на ранения и контузию, то тут из меня, как из воздушного шарика, будто воздух выпустили. Понял, что не хочу быть игрушкой в руках амбициозных «генералиссимусов» и уехал в Крым», – вспоминал он.
По словам Юрия, на полуострове его встретили замечательно. Помогли и с отдыхом, и с жильем, и с работой. Первые несколько недель ему мерещились взрывы, хотелось упасть и вжаться в землю, но понемногу климат Севастополя возвращал к нормальной жизни. Однако рай продолжался недолго. Как только Ковальчук узнал, что террорист Стрелков покинул ДНР, вернулся в Донецк.
Ю.Ковальчук: "Мой автомат был старый, 1983 года — год моего рождения"
«Жду молитв и заговоров»
Устроился военкором на телеканале «Новороссия ТВ». Делал сюжеты из районов боевых действий. Познакомился с командирами отряда «Сомали», которым руководил боевик Гиви. Вступил в батальон «Спарта», участвовал в боях за Донецкий аэропорт. Получил ещё одну контузию и ранение, лечился в больницах Донецка. Писал о вербовке боевиков в Сирию. Публиковался на российских сайтах «Политнавигатор» и «Русская весна». «Платили нормально – 50-100 долларов за статью», – рассказывал после задержания Ковальчук.
Затем Юрий переехал в ЛНР, хотел опять служить в незаконных военных формированиях, но к этому времени вольница кончилась. Российские кураторы начали формировать подразделения с жесткой армейской дисциплиной. Это Юре не понравилось, и он уехал в Москву, устроился политическим обозревателем на сайте «Политнавигатор». В соцсетях жаловался на материальные проблемы. По сообщениям СМИ, пару раз приезжал в Харьков. В 2016 году в Фейсбуке угрожал редактору газеты «Каховские новости» Анне Садовой расправой, назвав её «жидовкой». «Приеду, перевешаю всю эту дрянь», – написал в комментарии к её посту о повышении тарифов.
3 июля 2016 года информация о Ковальчуке появилась на украинском сайте «Миротворец», который публикует списки сепаратистов. Министерство внутренних дел Украины по решению суда 1 сентября объявило его в розыск. А в Каховке и Новой Каховке появились баннеры «Они хотят войны в твоем городе». На них изображены портреты новокаховчанина Юрия Ковальчука и каховчанина Данила Корецкого, который тоже воевал за ДНР.
Последний раз он обновил свою страницу в Фейсбуке 8 июня 2017 года. «Жду молитв и заговоров от завтрашнего дня. Там все и решится», – писал он. На следующий день его задержали пограничники при попытке пересечения границы в Харьковской области.
Странный персонаж
Пять лет без конфискации
– Вы к Юриной матери? – переспрашивает сосед Ковальчуков по подъезду Александр. – Бесполезно, не достучитесь, вам не откроют. Говорят, Юра хотел приехать в Новую Каховку, чтобы повидаться с бывшей женой. Но её нынешний муж куда-то сообщил. Ему ещё и мало дали. За такие дела до восьми светит.
Юрия Ковальчука судили в Херсоне.
«Во время досудебного расследования 7 ноября 2017 г. между прокурором Херсонской местной прокуратуры и Ковальчуком, при участии его защитника, было заключено соглашение о признании виновности, – сказано в официальном сообщении. – Согласно договору, «Шкилет» безоговорочно признал себя виноватым в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 260 УК Украины, способствовал расследованию уголовного производства и выяснению обстоятельств по созданию не предусмотренных законом вооруженных формирований, выявлению и пресечению других известных ему подобных уголовных правонарушений».
Что именно Ковальчук рассказал следователям, не сообщается. Возможно, за ценную информацию ему и скостили срок.
Олександр Гунько