Очередное заседание суда о сносе «дома Костяка» и восстановлении берега в Антоновке судье Светлане Майдан пришлось отложить, так как из дела… исчезли страницы с результатами государственных экспертиз!
А ведь и истцы (прокуратура и общественная организация «Антоновская волна»), и ответчик, использовали в своих аргументах именно эти документы. Прокуратура настаивала, что незаконность строения подтверждается двумя госэкспертизами. А адвокат владелицы дома Анны Лясковец (дочери экс-губернатора Николая Костяка) доказывала, что результаты экспертиз, наоборот, - в пользу ее подзащитной, так как никаких претензий к застройщикам там нет.
Но проверить, кто из них прав, судья не смогла. В пухлом томе материалов дела нашлись только очень плохие ксерокопии первых и последних страниц экспертиз, а самые главные листки – с выводами экспертов - отсутствовали.
А адвокат – в курсе
В документах, которые принесла с собой представитель прокуратуры, видимо, тот же «барабашка порезвился», - вышеуказанные страницы также отсутствовали.
Прокурор пояснила суду, что оригиналы экспертиз находятся в уголовном деле о самозахвате земли и самовольном строительстве на берегу в Антоновке, которое продолжает расследовать Днепровский отдел полиции. И ксерокопии материалов для судебного процесса там делали. Почему документы подготовлены не в полном объеме – неизвестно.
Адвокат Татьяна Кравчук, представляющая интересы Анны Лясковец.
И только у адвоката был «весь боекомплект» и даже больше. Она предъявила суду еще и результаты «альтернативной» экспертизы, которую заказала и оплатила Анна Лясковец. А уголовное дело, по словам адвоката, - уже давно закрыто.
Судья Светлана Майдан отложила слушание до тех пор, пока прокуратура не предоставит либо оригиналы, либо заверенные копии экспертиз, чтобы не было никаких подозрений в их фальсификации.
Но сможет ли прокурор это сделать? Активисты общественной организации «Антоновская волна», которые выступают на процессе в интересах громады в качестве третьей стороны, подозревают, что эти документы из уголовного дела тоже могли исчезнуть. Так как адвокат, защищающая Анну Лясковец, ранее служила в милиции и работала как раз в Днепровском райотделе.
«Связи» решают все?
Напомним, уже без малого пять лет жители Антоновки борются за восстановление берега и акватории Днепра на месте их бывшего пляжа. Пять лет назад, когда губернатором Херсонской области был Николай Костяк, неизвестные строители разрушили берег, скалы, и начали там возводить особняк. А внизу, под домом, вбили в дно реки сваи и насыпали прямо в русле Днепра площадку, в 12 соток.
На всех процессах о захвате и застройке пляжа в Антоновке присутствуют активисты организации «Антоновская волна» и их сторонники.
Местные жители и с пикетами выходили к областной администрации, и перерывали дорогу, которую проложили строители для проезда своей техники, и под экскаваторы с бульдозерами ложились, и в милицию обращались, и в прокуратуру. Было заведено несколько уголовных дел, но приехали с проверкой представители Генпрокуратуры и дела – закрыли.
Параллельно выяснилось, что не только этот участок, а чуть ли не весь берег уже отдан в частные руки. Днепровская экологическая прокуратура подала иск в о признании незаконными решений Антоновского поссовета о выдаче в пользование земли водного фонда. У других частников берег отобрали, но отвоевать ту часть, где шла стройка – не удалось. Почему-то для его владельца суды сделали «исключение».
Люди сразу окрестили возводимый особняк «домом Костяка», хотя губернатор делал вид, что никакого отношения к тому беззаконию не имеет. Но летом 2015 года слухи получили подтверждение: владелицей особняка официально стала Анна Лясковец, дочь Николая Костяка. По документам – она третья покупательница здания и четвертая хозяйка приватизированного участка земли площадью 0,1423 га по ул. Днепровской в Антоновке.
И хотя Николай Костяк к тому времени уже давно сбежал из «белого дома», только в начале 2016 года под давлением общественности Херсонская городская прокуратура подала сразу два иска в Днепровский районный суд. Первый - об отмене права собственности на участок под домом, второй – о признании незаконным и снесении самого строения. И к искам были приложены результаты тех самых государственных экспертиз, в которых обосновывается незаконность строительства и указывается нанесенный ущерб природе.
Судебные процессы продолжаются до сих пор. Иски прокуратуры в первых и апелляционных инстанциях были уже удовлетворены. Однако Анна Лясковец продолжила бороться и Высший специализированный суд Украины вернул дела на новое рассмотрение.
А пока длились тяжбы, дочь экс-губернатора тщательно укрепляла свою позицию. Как уже упоминалось, на заседании в Херсонском городском суде у судьи Светланы Майдан, где продолжался спор о признании строительства незаконным, из дела исчезли выводы экспертов. И еще, как сообщила Татьяна Кравчук, представляющая интересы Анны Лясковец, особняк уже узаконен в Управлении государственного архитектурно-строительного контроля горсовета. Несмотря на судебные тяжбы и наложенный арест на здание, указанное Управление приняло и утвердило декларацию о готовности дома к эксплуатации. Еще адвокат настаивает, что ее подзащитная – добропорядочный покупатель. И если и были какие-то нарушения, то все вопросы не к ней, а к предыдущим владельцам, которые дом строили.
«На круги своя»?
А что касается параллельного судебного процесса – о возвращения участка земли в собственность громады, то очередное заседание состоится в Апелляционном суде области завтра, 8 июня в 10.30
Высший специализированный суд в марте этого года признал, что первые инстанции сделали правильный вывод о том, что решение Антоновского поссовета о выделении земли на берегу противоречит законодательству и его надо признать недействительным. А также - недействительным госакт на право собственности на этот участок. Однако, не был исследован другой чрезвычайно важный вопрос – о сроках обращения в суд. В связи с этим все предыдущие решения отменили, а дело направили на новое рассмотрение.
Коллегия судей Апелляционного суда области завтра должна решить: не опоздала ли прокуратура с подачей иска в интересах антоновской громады. Ведь, как известно, в подобных спорах исковый срок – три года, а участок берега перешел в частные руки еще в 2004 году. И теперь прокуратура должна обосновать, почему так долго не видела очевидного и ничего не предпринимала.
"Вгору"