Родители нервничают, в учебных заведениях проводятся беседы и классные часы. Откуда это всё, кто такие синие киты, и почему, если ваш ребёнок плохо высыпается, стоит бить тревогу?
Ответы на эти вопросы – совсем не те, которые хотелось бы услышать.
2017 год начался с молодёжного суицида. Прокатилась волна самоубийств, подозрительно схожих между собой. Украина впервые стала ареной для подростков-самоубийц относительно недавно.
Так, на Херсонщине полиция в течение 7 часов разыскивала двух 17-летних девушек, ушедших из дома. Как оказалось, подростки были участницами Интернет-игры "Разбуди меня в 4:20", конечной целью которой является проснуться в 4:20 и совершить самоубийство. Найденные девушки рассказали сотрудникам полиции, что не хотели выполнять задание игры и сбежали. Им начали угрожать по телефону, поэтому подростки выключили гаджеты и решили спрятаться. К счастью, трагедии не произошло, девушки проходят реабилитацию.
Школы и ВУЗы города, тем не менее, всё равно отнеслись к ситуации с нужной серьёзностью, и во многих учебных заведениях уже были проведены воспитательные часы на тему подростковой депрессии.
Однако, это не всё, о чём говорят в классах.
Наибольшую тревогу, как оказалось, внушило херсонцам не само происшествие, а его причина. Поводом для самоубийства девушки назвали не проблемы в семье либо в общении со сверстниками, а игру в социальной сети «Вконтакте».
Юные херсонки были участницами сообществ, уже названных на просторах Интернета «группами смерти». Этот термин относится к небольшим по масштабам «Вконтакте» пабликам, которых объединяет одно: все они склоняют подростков к самоубийству.
Как это работает и почему дети сознательно на это идут? Есть неизменная схема.
Для того, чтобы вступить в силу, «группа смерти» в первую очередь нуждается в названии. Сообщества такого рода часто с первой строчки намекают на меланхолию, депрессию и культ смерти. Своего рода талисманами участники групп сделали китов и бабочек, так как первые – единственные животные, способные на самоубийство (выбрасываются на берег), а вторые живут всего один день.
Самыми известными сообществами были те, которые как раз и назывались «Синий кит», «Море китов», «Киты плывут вниз», «Бабочки живут один день», «Разбуди меня в 4:20» и «Тихий дом».
Все их члены были добровольцами. Подростки узнавали об игре от знакомых либо в Интернете и сами принимали решение участвовать.
Далеко не все из них были склонны к суициду – некоторыми просто двигало любопытство.
Ни одному из участников опасных групп этот опыт не принёс ничего хорошего, а в некоторых случаях, наоборот, привёл к трагическим последствиям.
Суть игры, которая в каждом паблике может называться по-разному, такова: желающий участвовать на своей странице в социальной сети размещает стих с набором определённых хэштегов. По этим хэштегам на кандидата выходит куратор одной из групп и завоёвывает доверие, предлагая помощь. В этот момент подросток уже в зоне риска и процесс его «обработки» запущен.
Всех участников, которые подтвердили желание играть, отправляют в общую беседу либо в одну из уже существующих групп. Там, собственно, происходит сама игра.
Рассчитана она на 50 дней.
Вообще, идея была взята из любительской книги «50 дней до моего самоубийства». Кстати, в самом произведении героиня делает правильный выбор и продолжает жить. Концепция книги и смысл отсчёта суток таким образом перекручены.
Участники заранее знают, что день №50 – день самоубийства. Тем не менее, многие не пугаются и задерживаются в игре либо потому, что думают, что это шутка, либо просто верят, что в любой момент смогут остановиться.
Куратор даёт задания всегда поздней ночью и по телефону, когда бессонница может повлиять на трезвую оценку действий. Эти задания, поначалу безобидные (рисунки и надписи на бумаге, прогулки), однако они вскоре начинают приобретать насильственную окраску.
«Поцарапай себя», «Выйди на крышу и сядь на её край», «Посмотри последнюю видеозапись самоубийцы»...
Постепенно и умело, те, кто стоит за «группами смерти» заставляют участников привыкнуть к идее причинения себе боли и вводят людей в стрессовое состояние.
На выполнение заданий даются сутки – в результате у играющих нет времени, чтобы отвлечься и осознать, что им промывают мозг. Доказательства всех испытаний в виде фото или видео обязательны.
Поскольку на ранних этапах организаторы игр создают видимость трудного отбора, подростки чувствуют себя особенными, и не хотят выбыть из игры, попасть в которую, казалось бы, так нелегко.
Эффект секретности и лёгкий бунтарский подтекст некоторых заданий подливают масла в огонь. Периодическая бессонница ухудшает настроение, при этом приходится скрывать всю ситуацию от родных и близких. Нервная система перегружена.
Последние задания в списке прямым текстом велят участникам уйти из дома и отречься от друзей. Когда срок из пятидесяти дней подходит к концу, игроки получают возможность лично пообщаться с кем-то из администраторов группы, и тот назначает им точную дату и время смерти. За несколько дней до этого задания превращаются в сплошной поток из грустной музыки, нанесения себе ран и прогулок по крышам.
Дата известна, место и способ смерти тоже. Единственный выбор, который предоставляется игроку, как ему свечти счеты с жизни - или повеситься или прыжок с высоты.
При всём очевидном ужасе этого испытания, до финала доходят. Единицы, один-двое из каждых двадцати-тридцати игроков, но доходят до последнего, пятидесятого дня своей игры...
На территории пост-советских стран за последний год свели счёты с жизнью более 150-ти молодых людей, которые играли с группами смерти! Каждый из них вступил в игру добровольно. Бросить ее сложно. Некоторые игроки понимают, во что ввязались, и хотят отказаться. Тогда координатор без предупреждения присылает им ссылку на некую страницу или программу, которая считывает IP-адрес компьютера. Таким образом можно определить место жительства участника.
Тогда разворачивается хладнокровный шантаж. Координатор либо администратор группы начинает рассылку угроз, часто обещая расправу над членами семьи игрока. Подростки с уже расшатанной психикой читают в полученных сообщениях ультиматум: «Либо ты – либо семья». И сила запугивания велика: никому из них не приходит в голову, что координатор игры наверняка проживает в совершенно другом городе, а то и стране.
То, что начинается, как развлечение и способ добавить в жизнь риска, быстро перерастает в психологическую игру, глубокую депрессию и статью под названием «Доведение до самоубийства».
Неизвестна цель групп смерти. Неизвестно, работают они вместе, в форме некой секты, либо по отдельности.
Однако, есть вещи, которые не трудно узнать родителям и друзьям подростков: всё ли в порядке с вашем сыном, странно ли себя ведёт ваша подруга… В виду последних событий бдительность и излишнее внимание к близким людям – вещь не лишняя.
А пока полиция разбирается, Всемирная паутина продолжает завлекать в свои сети молодых людей.
Остаётся надеяться, что две херсонки вскоре поправятся и станут последними жертвами смертоносных «Китов» и «Бабочек».
И всегда стоит помнить, что в самоубийстве нет героизма. И если вы стали участником смертельной игры, ни в коем случае не доводите дело до конца, поделитесь с человеком, которому доверяете. А взрослым стоит проявлять особую внимательность к подросткам.