Почему только лицензированные предприятия могут добывать песок, и почему очень сложно организовать законный процесс работ от «А до Я», рассказал журналистам редакции руководитель предприятия ООО «Південно-український пісок», которое размещено в Подо-Калиновке Цюрупинского района, Владимир Анатольевич Черепович.
Владимир Анатольевич рассказал как раз о реалиях «песочного» бизнеса, и о том, может ли появиться в Украине, в том числе и на Херсонщине, реальный инвестор, а не ОПГ по добыче песка, потому что самостоятельно прошел через всевозможные кабинеты чиновников. Так вот, чтобы оформить лицензию на добычу песка ему понадобилось 15 лет жизни, сотни тысяч потраченных гривен. Каков же результат?
- Предприятие не может получить разрешение от депутатов: был Журавко, был Демехин. Они мне прямо говорили: «Воруй, сколько хочешь, мы тебе работать легально не дадим. Журавко не стало, ситуация не изменилась». Сейчас я властям говорю: «Если увидите, что вывозят песок, значит, он ворованный. Более того, лицензия единственная по Херсонской области есть только у меня. И морпорт и речпорт, «Георесурсы» эти лицензии не брали, а просто перекупили в советское время. Они не делали разведку, ничего не делали. Пять лет я ее только получал. А далее меня просто не допускали до объекта. Выходит, чтоб работать законно необходимы десятки лет потратить, и деньги немалые, а чтоб воровать – ничего не нужно...
- Как вы видели работу предприятия, как оно должно было работать?
- Я получал лицензию, тогда был Демехин главой облсовета, я ему говорил: «Владимир Анатолиевич, я готов сложить полномочия директора, но предприятие пусть работает. Называйте его даже, как хотите. Это могло быть коммунальное предприятия по всей области, которое будет подчинено областной раде, и все будет прозрачно, и все до копейки будет прозрачно. Но ему это было не надо. Он поставил своего человека, через три месяца деньги отмыли и все исчезло. В конечном итоге всей областью и песками управлял Журавко. Я до сих пор не получил горный отвод, а по закону он дается в 21 день. Представьте – 9 лет горного отвода нет. Все власти, все кричат: «мы до сих пор никому не дали горный отвод и это наша заслуга». Я говорю – это ваша не заслуга, это ваше преступление, это чистой воды коррупция…
- Я специально возвращаюсь к лицензии… Я так понимаю, что были сделаны соответственные разведки, что этот песок можно там добывать или нельзя?
- Что бы получить лицензию, сначала делается топографическая сьемка. Потом лицензия на разведку, потом работают институты. По крайней мере, это 60-70 согласований на уровне Украины: разведка и добыча песка, определения параметров песка, его классификация. Это тебе дают участок земли, и ты должен узнать: нет ли там радиации, мин второй мировой, драгметаллов и т.д. И вот все, что ты раскопаешь, в течение 2 лет обработают и после этого государственный комитет по запасом все подсчитает с точностью до 1%. И только после этого вам скажут – здесь песок местного значения, или государственного значения. А уж потом дают добро добывать определенный объем в месяц. Может пройти и пять лет.
- На одном из последних заседаний депутатами области рассматривался вопрос не кому «давать» или «не давать» разрешение. Вопрос стоял так, как заставить предприятия работать в законной сфере. То есть все должно быть прозрачно и выгодно для местных жителей, в том числе… Какой бы доход мог получать сельский совет Подо-Калиновки от работы вашего предприятия, вы просчитывали?
- Подсчеты были, я их выдавал всем депутатам сельсовета, областному совету, губернатору. Это расчеты, за которые я несу ответственность, при роботе нашего предприятия только в сельсовет будет попадать налогов минимум миллион гривен в год. Из них 460 тыс. грн. только за аренду этого участка. Далее все будет зависить от объёмов. Даже если ничего мы не будем добывать, только нам дали горный отвод, то в законном порядке мы обязаны 460 тыс. грн. платить за аренду. Проводили и сходки в селе, но все осталось на уровне разговоров. Считаю, что правильная позиция у председателя областной рады Андрея Путилова, к каждому делу как производственник разумно подходит, хватит в старые времена возвращаться. Людей надо не обещаниями кормить - отдайте деньги и дальше пускай сельская рада сама распоряжается.
- В момент децентрализации этот вопрос очень актуален?
- Как раз это устраивает Подо-Калиновку. Зачем им входить в состав Копаней, если их же деньги будут уходить. Но главное, чтоб не политику разыгрывали, а потом воровали этот же песок, а подходили конструктивно…
- Я знаю, что раньше очень активно под видом строительства пожарных озер на самом деле вывозили песок…
- Вот как раз эта тема была очень актуальна, это тема чисто воровского подхода. В Цюрупинске особенно процветала. Насколько мне известно, те же люди выходят сейчас на тот же уровень.
Что на самом деле происходит? Заказчиком обычно выступает лесхоз. Чистая криминальная схема: вроде мы отчитаемся за водоём в будущем пожаре. В то же время будут воровать лес, вырубать под видом сухостоя, и продавать. Далее рассчитываться не песком, а как «надлишки грунту», при этом снимается чистый кучегурный песок… Еще практикуется владельцами «земельных песочных участков» - они выходят, где бархан 10-15 метров, и вывозят его по цене 125 грн. за тонну. При этом я говорю, в моих расчетах такой песок может стоить 65-70 гривен за тонну для строительства, которое сейчас нуждается в таком песке.
- Опять же лесники заговорили о создание этих водоемов.
- В любом случаи, они должны согласовать эти моменты с местными органами власти, экологией. Я спрашивал у начальника Департамента экологии, есть ли согласование, ответили – нет. Спросил у депутата Рищука, тот возмущен такими схемами, и открыто об этом говорит. Я не удивляюсь, что заинтересованные в строительстве таких «озер» уже начали рассказывать, что Рищуку нужен песок…Это старые приемы…
Я хотел бы все-таки обратиться к власти, и попросить их не заниматься популизмом или же давать возможность работать схемам типа строительства озер, а перейти к реальным шагам, которые будут приносить доход в местные бюджеты…
Беседовала Татьяна Дергачева, Херсонщина за день