История о том, как бывший рекламист стал начинающим украинским фермером.
Он сумел сделать успешную карьеру в отечественной рекламной индустрии, пройдя путь от эккаунт-менеджера до генерального директора ведущих сетевых агентств. Сумел выиграть тендеры на обслуживание самых именитых брендов, получить все возможные "рекламные" награды и премии, и на самой вершине успеха круто изменить свою жизнь.
Александр Павловский - ведущий украинский рекламист. Его добровольный уход с поста гендиректора рекламного агентства BBDO Ukraine в 2013 году привел рынок в недоумение.
В его послужном списке значились такие компании как DDB Украина, McCann-Erickson Central Asia, BBDO Ukraine, и такие клиенты как McDonald's, Pepsi, Nestle, Mars, Wrigley, Henkel, Bayer, Visa, а также гран-при фестиваля Effie Awards Ukraine.
И вдруг в один прекрасный день он выразил желание… оставить рекламную индустрию. После 17 лет работы в ней.
Сейчас Павловский выращивает клубнику в Киевской области, и наш рассказ о том, как матерый рекламист стал начинающим украинским фермером.
Крутой поворот
Александр не распространяется о том, что заставило его все бросить и уйти на пике славы, "заземлиться". Хотя подобные истории не редки.
"Ничего сверхъестественного не произошло - надоело, наверное. Много путешествовал, видел, как люди живут и работают, - говорит он. - Однажды увидел теплицы с вертикальными тубами, усеянными пышными кустами и ароматными ягодами, загорелся. Деньги были - вот и занялся".
Мол, причина в неуемном характере и непреодолимой тяге ко всему новому, перспективному.
Занявшись вплотную ягодным фермерством, Павловский понял, что выращивание клубники (правильно - земляники садовой) по технологии малообъемной гидропоники в Украине очень перспективное дело.
И хотя товар сезонный, а культура привередливая, тем не менее, крайне выгодная, поскольку спрос на нее есть всегда. Умело подобранные сорта, выращенные в Украине, отличаются превосходными вкусовыми качествами, в отличие от "пластиковой" клубники в европейских супермаркетах.
Вместе с партнерами он зарегистрировал компанию, приобрел 16 га земли на окраине одного из городков в Киевской области, оборудовал экспериментальное тепличное хозяйство и рядом в поле посадил несколько гектаров клубники в открытом грунте.
"Вначале накупил кучу рассады, потерпел неудачу. Не отчаялся, стал изучать предмет и вот, собственно, плоды моего обучения", - рассказывает Александр, показывая свое нынешнее хозяйство.
Начал в 2014 году с израильской вертикальной системы посадки, но она оказалась сложной для культивирования. В следующем перешел на более удобную горизонтальную посадку в полиэтиленовых мешках.
Технический проект разработал со своей командой, используя для изготовления теплиц и систем орошения преимущественно украинские материалы.
"Израильские технологии капельного полива только на картинках красиво выглядят. А у нас они плохо работают, в основном из-за невозможности выдержать параметры эксплуатации - то напряжение в сетях скачет, то форсунки забиваются из-за избыточной жесткости воды, и т.д. Да и с нынешним курсом импортные технологии дорого обходятся".
Поэтому все инженерные решения Александр по возможности реализует из отечественных материалов, благо их уже достаточно. Единственное, на что пока не разменивается - это импортные удобрения и средства защиты растений. Аналогов такого же качества в Украине нет, говорит он.
Клубничные инновации
После первых шишек с рассадой, Павловский перешел на закупку сертифицированного посадочного материала у отечественных лабораторий, которые производят его методом микроклонального размножения (in-vitro).
Полученные таким путем растения генетически "чисты" (лишены вирусных заболеваний) и в технологии дают максимальный урожай. Для их выращивания необходима также лицензия на размножение.
"Сейчас у нас шесть сортов земляники. Одни созревают постепенно, долго "отдавая" ягоду, другие - созревают кучно и быстро. Делать ставку на какой-то один сорт в наших широтах пока нельзя - чтобы не пролететь в зависимости от года и погоды, да и технологией in-vitro в нашей стране владеют считанные лаборатории, поэтому каждый сорт должен пройти "обкатку" в течение нескольких сезонов подряд".
На сегодняшний день в хозяйстве функционирует 20 пленочных теплиц, общей площадью 8 тысяч квадратных метров. В нескольких теплицах произрастают маточные растения - здесь происходит плановая репродукция посадочного материала.
В остальных теплицах уже плодоносят выращенных на ферме 20 тысяч земляничных кустов. В общей сложности они дают до 6 тонн ягод за одну волну плодоношения.
Всего за неполные два года хозяйство уже вышло на товарный объем около 50 тонн десертной ягоды за сезон.
В этом году урожай, по оценкам Павловского, составит 10 кг ягоды с одного квадратного метра теплицы, или 100 тонн в пересчете на 1 га.
"Мы пытаемся наладить полный производственный цикл - от клетки in-vitro до ягоды, чтобы не зависеть от дорогих зарубежных и ненадежных украинских поставщиков рассады", - говорит фермер.
В отсутствии необходимых квалифицированных технологов в Украине, сейчас он активно консультируется с западными специалистами по гидропонной технологии. И очень сожалеет, что при таком обилии сельскохозяйственных вузов в Украине, не может найти местных специалистов по гидоропонике - квалифицированных инженеров и агрономов.
По его словам, в хозяйство уже вложено несколько сот тысяч долларов и партнеры рассчитывают окупить эти инвестиции за 7-10 лет.
"Сумасшествие, на самом деле. Бизнес по-украински - это вложить определенную сумму денег и через год, максимум, два - отбить. Но мы решили сначала пойти самым тяжелым путем - освоить гидропонную инновационную технологию закрытого грунта. Если мы ее освоим, сможем полностью автоматизировать (а если помечтать - то и роботизировать) производство, то откроем путь к инвестициям в 10 раз больше".
В перспективе Павловский мечтает масштабировать бизнес - довести площадь закрытых теплиц до 20 га и стать крупнейшим производителем земляники в Украине и Восточной Европе, выращивая 2-3 тысяч тонн ягоды в год.
"Я люблю творить, чтобы был очевидный результат и получаю от этого профессиональное удовлетворение. Было чистое поле, а стали теплицы, был пустырь - а стал комбинат по переработке продукции".
Псевдоплодородие
Системности и рациональности новоиспеченному фермеру не занимать. Но пока производителю сладкой ягоды приходится, образно говоря, несладко.
За неполные два года фермерства Павловский успел не единожды разочароваться в сельхозпроизводстве. И если бы не его упорный характер, то из-за этих разочарований давно бы уже бросил весьма перспективную на самом деле нишу - производство плодов и ягод.
"Неприятные "открытия" состоят в том, что плодородие украинских земель, равно как и трудолюбие украинцев - это огромный миф. И меня теперь сложно переубедить в обратном".
Высадив весной этого года несколько гектаров земляники в открытый грунт, Павловский рассчитывал получить 25-30 тонн ягоды. Посадка обещала быть урожайной.
Но майские дожди обнаружили один малоприятный факт - земля, которую фермер буквально "отвоевал" в свое время у соседнего агрохолдинга, оказалась тотально заражена гербицидами. Причем такими, которые разлагаются несколько лет.
"Еще в начале мая растения стояли зеленые и крепкие, на днях приехал - а тут тихий ужас! - Александр, не скрывая отчаяния, показывает пожелтевшее поле. - На этом участке можно было бы легко собрать ягоды на 1 млн грн. Одной рассады тут на 140 тыс. грн посажено. Хорошо, если хоть что-то соберу. Мои консультанты взяли пробы грунта и даже в британской лаборатории не смогли определить конкретный препарат, сколько там всякой гадости насыпано!
Агрохолдингу "пофиг", что будет с землей, он ее арендует и поэтому из года в год сеет только самые рентабельные культуры - сою, кукурузу и подсолнечник.
Многие из этих культур генно-модифицированы, чтобы быть устойчивыми к гербицидам. Ведь самый простой путь обработать посевы от сорняка - обильно заложить в землю гербицид продленного действия.
Я несколько дней пытался поговорить с агрономом одного холдинга, чтобы узнать хотя бы, что они сыплют в землю. От меня бегали, как от чумного! Хорошо, что я не успел засадить весь открытый участок клубникой.
Теперь у меня вопрос - а надо ли вообще заниматься открытым грунтом? Единственная надежда на тот участок, который я купил у местного фермера. Там надеюсь, не было такого дикого заражения грунтов. Я теперь знаю - все официальные урожаи вылезают вот таким боком небольшим фермерам, как мы".
Не трудолюбие
Вторая огромнейшая проблема фермера - это люди. Каждый год он приглашает на ферму 25-50 человек в качестве сезонных рабочих на сбор ягоды и для ухода за растениями.
"Я плачу по 3 грн. за каждый собранный килограмм, реально за день можно заработать до 500-600 грн. Но многие люди работать не хотят. Вот такие диалоги у меня постоянно с новенькими происходят:
- Дайте работу.
- Пожалуйста, берите.
- Ой, мы устали…
- Так отдохните, организуйтесь.
- Ой, вы мало заплатили…
- Так вы ничего не собрали!
- Ой, нам тяжело…
- Так попробуйте, поучитесь сначала…
Сбор клубники действительно не простое дело - надо не повредить ягоду, растения. Но, перебирать работниками особо не приходится - когда у тебя не хватает рук собрать за 5 часов полторы тонны созревшей ягоды, то вынужден принимать всех подряд.
Молодежи здесь мало. Среди трудоспособного местного населения, особенно мужского, нередки пьянство и наркомания.
Есть толковые люди, но их также мало. Да и они привязаны либо к собственному подсобному хозяйству, либо к низкооплачиваемой работе в госсекторе в городе.
Ротация почти 100% за год. На сбор ягоды ко мне приходят в основном женщины - гендерный перекос катастрофический, у многих дети, о которых надо заботиться. О специалистах я уже молчу - их днем с огнем не сыщешь.
Только взял управляющего, ознакомил, научил - тот запил. Плачу даже для Киева неплохую зарплату, тем более - для городишки с населением 20 тысяч человек. На работу - через дорогу перейти. Уже четвертого агронома обучаю, надеюсь, не убежит".
В будущем Александр видит решение в вахтовом способе привлечения сборщиков.
Социальные проблемы украинской провинции он в полной мере прочувствовал на своем бизнесе. Из-за того не слишком дружен с местными властями, которых он считает отчасти виновными в деградации местной общины.
"Ко мне недавно наведывался сельский голова. Говорит: "Рабочие места дашь?". А я говорю: "А дашь 20 га земли и обеспечишь 20 непьющих трудолюбивых работников? Тогда и будут тебе рабочие места. В общем, все взаимодействие с местными властями сводится к лишней тысяче гривен в кассу села к очередному празднику".
В прошлом году на одном из участков на склоне небольшого холма у Павловского дождем смыло свежепосаженную рассаду.
"Мы после этого окопали рвы вокруг этого рельефа, и нашли еще советскую, годную дренажную систему, которую селяне тупо забросали мусором. Вывезли десять КамАЗов мусора, восстановили все.
На меня потом местные власти пытались наезжать, якобы это я на их территорию позарился. Пришлось людям пояснять, как они неправы - что они натворили на вверенной им территории, и во сколько мне обошлось наведение порядка в их зоне ответственности. Вот так и "дружим" - вместо того, чтобы помогать, только палки в колеса…"
Воровство - отдельная головная боль фермера. Крадут по мелочи, но все подряд - ягоду, оборудование, рассаду.
"Приходится тратиться на охрану, систему видеонаблюдения, колючую проволоку. Еду по окрестностям на авто и нахожу горшочки из-под своей рассады по всему селу. Это нормально? Абсолютно никакого уважения к частной собственности! И почему-то бизнес во всем виноват!" - возмущается Павловский.
Любители сладкого
Но, пожалуй, самые "лестные" эпитеты он раздает чиновникам из контролирующих органов. Их отношение к начинающему бизнесмену - пример губительной косности и чванства.
"Как только я поставил теплицы, начались ходоки - то пожарники придут - дай клубники, а не то поставим на учет, то охрана труда позвонит - мол, мораторий на проверки закончился, мы вас проверим. Я этих "контролеров" гоню в три шеи!".
О зловредности контролеров фермер рассказывает с предельным негодованием.
"Выносят мозг регулярно, причем подло и с умыслом. С налоговиками, например, я долго бился, чтобы получить статус сельхозпроизводителя, для которого, как известно, есть определенные преференции по НДС.
Сначала проверяющие в панике звонили, выясняли, почему компания зарегистрирована в Киеве, а ферма в области. Дескать, не фиктивное ли производство? Привез им фотографии - вот клубника, вот я на фоне поля, вот теплицы, вот рассада и т д. Кивали головами, соглашались.
Через три недели - отказ. Формальный, надуманный. Мы давай его обжаловать везде. Дожаловались, что меня вызвали в налоговую милицию. А там сидит "упырь" (другими словами я это существо назвать не могу!) и потешается: "Вы же понимаете, мы можем вам помочь, а можем утопить".
Вот так, прямым текстом! Из-за того, что мы на их контору посмели жаловаться, обиженные инспекторы направили мои данные в налоговую милицию. Думали, я испугаюсь. Ага, сейчас! Я тогда вскипел и очень невежливо объяснился с тем милиционером. Хлопнул дверью. Нам таки дали статус.
И что вы думаете? Звонит недавно мой бухгалтер и сообщает, что эти идиоты зарегистрировали нас не по основному виду деятельности! Это халатность полнейшая! Или злой умысел. Поскольку в заявлении мы ясно указали: основной вид - производство ягоды, вспомогательный - размножение рассады, выращивание сортовых растений и т.д.
Они обязаны зарегистрировать все заявление, все виды деятельности, автоматически. А они взяли из трех видов один и записали, как хотели. И об этом мы совершенно случайно узнали.
Нам опять создали проблемы на ровном месте, поскольку это почва для отказа в льготах и основания для всевозможных проверок и прочих регуляторных "прелестей".
Опять мы вынуждены были ввязываться в судебные дела, издержки, тратить ресурсы и время на нескончаемую переписку.
Я упертый. Стараюсь не нарушать законы и здравый смысл, и для меня это принципиальный момент. Если с меня что-то вымогают - не потерплю.
Я представляю, когда масштабы бизнеса увеличатся, придется быть злее и агрессивнее. Но зачем? Почему мы должны быть такими? Почему необходимо обязательно воевать за то, что ты создаешь не только для себя, но и для страны?.."
Планов громадье
Несмотря ни на что, у Александра Павловского большие планы по развитию бизнеса, и он не сомневается в перспективах.
"Я строю ферму как системный бизнес. Хочу предложить инвесторам полноценный бизнес-проект по выращиванию и переработке ягод клубники, малины, голубики, ежевики и т.д. с инновационной собственной сетью розничных продаж.
Мне бы $5-7 млн и здесь можно будет сделать хозяйство мирового уровня. Я бы, во-первых, десертную ягоду выращивал. Во-вторых, морозил бы ее и перерабатывал в другие продукты. В-третьих, продавал в специализированной рознице, в которой путь от производителя до потребителя занимал бы менее часа.
Не вижу причин, по которым это нельзя сделать в Украине. Такой проект обязательно окупится. Свежая ягода - это товар, который пользуется спросом всегда.
Пусть на это уйдет несколько лет, но мы создадим такую модель, которая будет масштабироваться, и работать одинаково успешно как здесь, так и в Польше, и в других странах Европы.
Я долго работал в международных компаниях, поэтому знаю, как там все происходит - как функционируют рынки, как продвигается товар, какие требования и предпочтения выдвигают иностранные инвесторы и т.д.
Сейчас думаю о том, чтобы скооперироваться с такими же производителями ягод и построить перерабатывающий завод, где бы производилась глубокая заморозка ягод, делались концентраты, ягоду сушили, вялили и т.д.
Крупным международным ритейлерам интересны такие продукты, и украинские производители при должном финансировании, могут предложить такой товар в достаточном количестве. Лишь бы не мешало государство".