Орест Дворников – известный херсонский врач-рентгенолог, который не только прошел все тяготы Второй мировой войны, но и оказывал посильную помощь заключенным Бухенвальда.
О том, как война внесла свои коррективы в жизнь этого талантливого человека, нам рассказала его дочь Элеонора Кузнецова (Дворникова).
«Мой отец, начиная с 40-ого года, служил на западной границе, и так вышло, что первые удары немецких войск они приняли на себя. Они с боями отступали до Киева, а затем мой отец участвовал и в обороне Киева, после чего попал в окружение. Из окружения выбирался, кто как мог. Из-за сырой погоды он заболел, и чудом добрался до родственников своей супруги в Кировограде. Постучав к ним в дверь, он получил кусок лишь хлеба, в таком состоянии родственники его просто не узнали. Уже потеряв сознание, люди затащили его в дом, пригляделись и узнали в нем своего зятя, Ореста»
По стечению обстоятельств, врачом, которого вызвали на помощь Оресту Дворникову, оказался его одногрупник из Мединститута. Мужчина увез его в госпиталь. Вылечил, выходил и решил оставить его работать в инфекционном отделении.
Интересный факт, что немцы до ужаса боялись различных инфекций, посему в инфекционное отделение – ни ногой. Врачи, естественно, пользовались этим: по очереди переносили раненых соотечественников и оформляли им справку о смерти, после чего помогали сбежать в леса, к партизанскому подполью.
«Они постоянно снабжали партизан медикаментами и перевязочными материалами. Но среди медперсонала закрался предатель, по указке которого моего отца и его товарищей арестовали. После чего пошла череда бесконечных пыток сотрудниками Гестапо, которые пытались выяснить, кто является организатором этой затеи. Не узнав для себя ничего полезного, мужчин отправил в концлагеря», - рассказывает Элеонора Дворникова.
В сентябре 1943 года все заключенные, в их числе и Орест Дворников, в грузовых вагонах десять суток добирались до концлагеря Бухенвальда.
Уже на месте, талантливый врач Орест Дворников, становится номером «26445».
«На территории Бухенвальда, еще с довоенных времен коммунистической партией Германии был создан подпольный центр. В Бухенвальде эта подпольная организация имела очень большое влияние: они умели находить способы создать смягчающие обстоятельства для заключенных. Одним из их условий было создание на территории концлагеря госпиталя, в котором будут работать сами заключенные. В этом госпитале были врачи из Бельгии, Польши, Чехословакии, а вот русских врачей не было. После долгой проверки личности моего отца, они пригласили его работать в этот госпиталь», - рассказывает дочь Ореста.
За время заключение, Орест Дворников спасал не только «своих», но и немцев, потому, что у врача от Бога не бывает «чужих».
Однажды его срочно вывели конвоиры. На вопрос, что происходит, Дворникова привезли в какой-то домишко, где лежала маленькая девочка. Оказалось, у ребенка началась дифтерия. Назначив ей сыворотку, врач стал дожидаться результата, а тем временем немцы пили ели и так, невзначай, бросили и Оресту кусок хлеба на пол, мол, ешь. Врач отказался, хоть и был голодным, но достоинства своего он не терял никогда.
За время пребывания в концлагере Орест Дворников, даже за неимением медоборудования, совершал сложнейшие медицинские процедуры: трепанацию черепа, спинномозговые пункции, ампутацию конечностей.
Одному французу Дворников и вовсе трижды спасал жизнь.
В 45-ом немецко-фашистские войска, предчувствуя свое поражение и пытаясь скрыть следы чудовищных преступлений, начали тысячами вывозить заключенных для расстрела. Уже 1 апреля 45-ого в Бухенвальде началось вооруженное восстание, к которому заключенные готовились очень тщательно. Подавив силы немцев, заключенные вышли на оборону концлагеря, а уже 13 апреля в Бухенвальд вошли американцы.
Еще по пути из Бухенвальда, американцы уговаривали Ореста уехать в США, предупреждали, что его сошлют в Сибирь. Но он не поддался уговорам, ведь дома его ждали жена и мать.
По возвращению домой, уже в 46-ом году советская власть предъявляет Оресту Дворникову обвинения в измене родине и ссылает его в Гулаг. Так страна, за которую боролся, которой верой и правдой служил, отблагодарила талантливого врача.
Суд на Дворниковым состоялся в Херсоне.
Органы даже не удосужились поставить в известность семью врача, и жене Дворникова пришлось самой, через знакомых выпытывать, где ее супруг.
В Гулаге врач сперва трудился на лесоповале, а затем еще 4 года в местном госпитале. После смерти Сталина, Ореста Дворникова освободили и реабилитировали.
Спустя тридцать лет после окончания войны, Орест Дворников, по приглашению, возвращается в Анцлебен (один из концлагерей). Там он встречает ту самую девочку-немку, которую когда-то спас, и ее дочь повязывает на шею Дворникова пионерский галстук.