Поток добровольцев, желающих служить в Вооруженных силах Украины, в Новокаховском военном комиссариате не прекращается.
«Негоден к военной службе. Жаль. Еще одного бойца потеряли», - грустно констатирует сотрудник военкомата, просматривая результаты медкомиссии призывника лет сорока, который сидит рядом со мной. Радости на лице мужчины не замечаю: он явно ожидал другого вердикта. Немалое количество призывников, которые проходят медосмотр, в разговорах между собой с ненавистью вспоминают Россию, которая развязала необъявленную войну на Донбассе и оккупировала Крым. «Чтобы поставить захватчиков на место, надо брать в руки оружие и идти на передовую. Другого выхода нет», - вполне серьезно говорят они.
Еще весной городской голова Владимир Коваленко жаловался на то, что патриотический пыл в городе после событий на Майдане и в Крыму быстро сошел на нет. «Сейчас я уже бы так не сказал, - утверждает военный комиссар Новой Каховки Владимир Загурский. - Только за последние две недели к нам пришла достаточное количество мужчин, которые захотели пойти служить добровольцами. Сначала это были преимущественно мужчины от 40 лет и старше, а теперь к ним начали подтягиваться и парни 20-30 лет. И это очень приятно».
- Практически все призывники рады возможности лишний раз пройти медкомиссию, - утверждает сотрудник военкомата. - Один парень пришел со словами благодарности. Ему диагностировали болезнь, которая буквально через полгода-год могла бы привести к полному бесплодию. Она никак себя не проявляла, а врачи обнаружили. И подобные случаи нередки.
«Они там берут всех подряд!» - уверенно перед визитом в военкомат заявляли мне коллеги-журналисты. Однако сразу у нескольких моих знакомых-добровольцев врачи обнаружили болезни, о которых они даже не догадывались. «Пройти медкомиссию, при желании, может практически каждый. Для этого достаточно в разговоре с врачом ни на что не жаловаться. Если бы я во время осмотра сказал, что у меня упало зрение и еще там что-то беспокоит, меня бы никогда не взяли в армию», - признался мой друг, который сейчас служит добровольцем в пограничных войсках.
- Мне рассказали, что при Януковиче в военкомате были уничтожены все архивы, поэтому теперь там вынуждены вызывать всех подряд, чтобы осуществить инвентаризацию военнообязанных, - говорит депутат Новокаховского горсовета Елена Михайлова.
- Это не соответствует действительности, - возражает Владимир Загурский. - Еще в прошлом году в военкомате работали 3-5 человек, которые проводили текущую плановую работу. Если бы кто-то уничтожил архивные данные, за это однозначно кого-то привлекли бы к ответственности. Однако нынешняя ситуация в государстве требует сверки в сжатые сроки личных данных мужчин, уточнения семейного положения, прописки, проверки состояния здоровья. Благодаря этому мы можем установить, какой имеем в Новой Каховке призывной ресурс, сколько людей могут попасть под мобилизацию. Навстречу нам, кстати, идут руководители предприятий. Они понимают, что ситуация сейчас очень непростая. Но и мы стараемся учитывать интересы предприятий, чтобы не нарушать их технологический процесс. Зачем, скажем, вызвать всех комбайнеров одновременно во время жатвы? Составляем графики, так и работаем.
Кстати, руководители коммунальных предприятий города уже обратились к населению с просьбой отнестись с пониманием в случае каких-то задержек в работе. К примеру, из 174 сотрудников КП «Новокаховское жилищно-коммунальное управление» 20 уже получили повестки в военкомат. Вскоре вызовут еще 48. Если же даже всех их призовут выполнять свой долг, работы у коммунального предприятия не уменьшится.
По словам военного комиссара, в Новой Каховке пока что не было случаев, когда кто-то из военнообязанных бы упорно скрывался от повесток. Не приходилось здесь прибегать к крайним мерам - обращений в прокуратуру и суд. «Надеюсь, необходимости в этом и не будет. Большинство военнообязанных - уже взрослые люди и понимают, что просто так мы никого не вызываем», - подчеркивает он.
Но истории бывают разные. Один мой знакомый в конце 1990-х, чтобы не служить в армии, по указанию родителей симулировал психическую болезнь. Однако, когда перспектива военной службы для него развеялась, как дым, родители решили избавиться от такой нежелательной пятна в биографии своего сына. Каким образом матери удалось достать для него документы, что он отслужил в воздушно-десантных войсках и что никакой шизофрении сыну никто никогда не диагностировал. Но судьба взяла свое. Недавно этому знакомому пришла повестка в военкомат. Там ему сказали, что те, кто отслужил в ВДВ, стране сейчас очень нужны.
Настроения у призывников, конечно, разные. В Новокаховском военкомате мне встретился один человек, очень недовольный тем, что должен идти служить «через какой-то Майдан». Мол, «его устроили львовяне, вот они пусть и разгребают». Однако этого новоявленного сепаратиста никто не поддержал.
Свидетелем подобного разговора я стал также в кабинете одного из врачей во время медкомиссии. Призывники возмущались действиями России, тем, что, прикрываясь своим «Русским миром», террористы убивают людей и сжигают украинские города. Врач с медсестрой стали на защиту террористов, один в один выражаясь фразами из российских пропагандистских телеканалов. Однако выслушивать этот бред призывники не хотели, твердо стоя на своем.
Изменилось сейчас даже отношение к работникам военкомата. «Коллектив у нас хороший, имеет желание работать. В нем - как ребята, которые закончили военные кафедры, так и те, кто имеет опыт службы в Вооруженных силах Украины. Уверен, они справятся со всеми поставленными перед нами задачами», - признался Владимир Загурский.
В Новокаховский военкомат в качестве добровольца обратился мой родственник, который в свое время уже отслужил в рядах ВСУ. «В начале 2000-х и в военкоматах, и в армии был полный бардак, но сейчас картина радикально другая, - поделился он наблюдением. - Теперь все намного организованнее. Практически уже все на своих местах. А значит, идти служить можно спокойно».
Олег Батурин, "Новый день"