Одним из наиболее лубочных украинских мифов является казачество. Образ воина, авантюриста и разбойника, который был не против коллективно снасильничать над «Галей», а потом привязать её косами к сосне и спалить, заменили каким-то выхолощенным суррогатом, как будто казаки никогда не грабили, не убивали и не насиловали, а только валялись под калиной в «журбе». Притом насильственная популяризация казачества достигла, куда большего размаха, чем во времена СССР популяризировались пионеры. В связи с этим хочется поделиться с читателями опытом того, как мне самому довелось поучаствовать в казачестве, и что представляет собой этот жупел.
Когда к автору обратились с предложением принять участие в организации ячейки казачества, эта идея мной была встречена в штыки. Дело в том, что на тот момент в городе уже присутствовала аналогичная организация, основанная местными бандитами ещё в конце 90-х. Сборища этих казаков ограничивались тем, что они напивались до бесчувствия и присваивали друг другу звания и награды. Один знакомый, не тем будь помянут, обладая редким даром к потреблению спиртного, стал есаулом за две недели. «Аксакалы» же все как один носили звания высшего командного состава и выражали полную готовность к апоплексическому удару.
Одним словом, участвовать в подобном не позволяла ни совесть, ни печень, в связи с чем, решил ответить отказом. Однако мне объяснили, что это совершенно другая, очень «серьёзная казацкая движуха» под названием Украинское Реестровое Казачество и там всё по-другому, обозначили вполне вменяемые цели создания «осэрэдка» и пообещали не присваивать званий и не напрягать литературой, так что, мне пришлось согласиться.
Следует отдать должное моим знакомым – их деятельность достойна всяческих похвал. Ребята много помогали местным спортсменам, организовали аналог ДНД, участвовали в различных массовых инициативах – в общем, занимались общественно полезной деятельностью. Зато областное руководство впечатлило меня до такой степени, что возникло сильное желание познакомить широкую общественность с деятельностью этих «лыцарив» и борцов за «национально-свидомэ» уродство украинского народа. Сразу отмечу тот факт, что речь идёт исключительно о том, что видел собственным глазами в г. Херсон в период бытности главой казаком Евгения Капленко. Не знаю, как обстоят дела в других эпицентрах УРК, равно как и в других казачьих организациях, но подозреваю, что точно также.
Казачья старшина в первую очередь поразила меня своим фестивальным обликом – пузатые дядюшки, лет по 50-60, в чёрных кителях и таком количестве медалей и орденов, что их можно считать бронежилетом. Дело в том, что медалей и орденов столичное руководство штампует огромное количество, а потом частично распределяет, частично распродаёт между высшими чинами. А таковых великое множество, в связи с тем, что за небольшую мзду можно в считанные месяцы подняться по карьерной лестнице и получить звание полковника, генерала или даже адмирала (в Херсоне, кажется, был один). Более того, остаться в низших чинах крайне сложно – начальство постоянно и настойчиво предлагает повышение. В целом это всё сильно напоминает сетевой маркетинг. Схема та же – заплатить деньги за то, чтобы получить звание и награды и потом впаривать то же самое рефералам.
Помимо тщеславного баловства с наградами и званиями, казаки развлекаются ещё двумя забавами – духовностью и патриотизмом. Патриотизм заключается в том, что представители казачества посещают школы и среднетехнические учебные заведения и рассказывают долгие прочувствованные, хотя и маловразумительные, речи про «нэньку», казачество, а также казачество и «нэньку» в совокупности. В итоге всех прослушавших доклад детей массово принимают в казачество. В быту это называется «заказачить» - таким образом, большинство казачьих организаций в Украине добивается рейтингового показателя, согласно которому численность их членов превышает миллионы.
Что же касается духовности, то тут помимо проведения молебнов и участия в службах есть ещё забава с передачей иконы «на сохранение». Смысл этого мистического таинства остался непонятен мне, по сей день, но на моей памяти херсонские казаки 5 или 6 раз торжественно таскали свою самодельную икону из собора в собор.
В принципе, этими нехитрыми забавами деятельность казачества заканчивается. На моей памяти никакой реальной общественно полезной деятельности не было, если не считать одного раза, когда областное руководство, собрав деньги с областных «осэрэдкив», привезло в один из херсонских детдомов несколько ящиков бананов.
Правда, есть ещё одна яркая, практически неизгладимая из памяти традиция. Речь идёт о торжественном приёме добровольцев, регулярно проходящем в Морском соборе на Сухарке. После торжественного богослужения казачья старшина, представители районных «осэрэдкив», а также все желающие неофиты (за чей счёт и проходит вторая часть мероприятия), едут в «куринь». Там их ждёт поедания кулеша, распевание украинских народных и популярных в 70-е эстрадных песен, а также невиданное по своей жестокости возлияние. Отличительной чертой этих сборищ является присутствие казацких «валькирий» или по-украински – «берегинь». Это знойные женщины неопределённого возраста, которые пьют и едят в деморализующих количествах, поют песни и гадко заигрывают с неофитами и вообще со всеми присутствующими. Иногда аналогичные мероприятия вынуждены организовывать местечковые ячейки, к которым приезжают «с инспекцией» соскучившееся по сабантую областное руководство.
Вот, собственно, и всё. Никакой другой активности со стороны областного руководства УРК в Херсоне замечено не было. Равно как и помощи в инициативах периферийных «осэрэдкив». И это очень показательно, потому как наглядно показывает всю суть современной украинской культуры и государственности. Свадебные генералы и показушная деятельность – вот в чём заключается суть и структура этой самой государственности. Личное обогащение и тщеславие – вот в чём заключается пресловутая национальная идея Украины. Сплошная показуха, одним словом.
P.S. В заключении, хочется отметить тот факт, что за время общения с казаками автору несколько раз приходилось видеть и другие вариации – псевдо-военизированные «гурты» агрессивных свидомитов, регулярно устраивающих тренировочные «вышколы», участники которых пили мало и вечером. Правда, таких немного и их деятельность, как правило, ограничивается тренировками и распеванием патриотических песен. Ну, ещё проклятиями в адрес «москалей». Вид этот, в связи с ухудшением финансирования со стороны националистических организаций, является вымирающим.
Мирослав Ткач, "Набат"