Многие украинцы, побывавшие в странах цивилизованного Запада, отмечают, как много на улицах и площадях европейских или американских городов людей с ограниченными физическими возможностями, с существенными ограничениями мобильности (у нас до сих пор их принято называть инвалидами). Передвигаясь на колясках самых разных конструкций, эти люди, невзирая на свои физические недостатки, умудряются быть повсюду и задействуют практически все те же ресурсы, которые доступны и обычным гражданам. У некоторых наших соотечественников при виде такой картины возникает, что называется, когнитивный диссонанс: они оказываются потрясены таким количеством инвалидов в, казалось бы, вполне благополучных обществах. Но ларчик открывается гораздо легче: попросту «их» инвалиды обладают куда большими возможностями для полноценного существования, и способствуют им в этом самые разные организации — от государственных структур до частных или общественных благотворительных фондов. Многих же украинских тяжелых инвалидов мы просто не видим: они вынуждены коротать свой век в собственных жилищах, потому что выбраться в город (не говоря уже о том, чтобы свободно по нему передвигаться), даже при наличии вполне современной и удобной коляски, в украинских реалиях — большая проблема.
На нее, в частности, обращают внимание и жители Херсона. Так, анонимный посетитель официального сайта горсовета в рубрике «Вопрос-ответ» так выражает свое мнение по этому поводу: «Читаю в городских новостях о том, что собираются потратить 300 тысяч гривен на реконструкцию остановок, о том, как здорово украсили бульвар Мирный, об обещаниях велодорожки, о том, как помпезно открывали пандус для инвалидов в парке этой весной.
А кто-нибудь задумался о том, как инвалиду добраться до этого пандуса? И, если остановки и в самом деле реконструируют, будут ли там пандусы? И если будут, то это будут нормальные пандусы или, как обычно, пандусы, которые начинаются со ступеньки? Я понимаю, что такая маленькая ступенька не кажется здоровому человеку преградой. Но для многих инвалидов это непреодолимое препятствие, как, например, пандус на остановке «Центральный рынок»: он вроде есть, но толку от этого мало. В общем, по городу сложно передвигаться. Лично мне, и не только мне, периодически приходится оказываться на проезжей части, тем самым создавая аварийную обстановку, но другого выхода нет. Сейчас идет ремонт остановки Железнодорожная. Будет ли там пандус?
Я понимаю, на все нужны деньги, но мне думается, что не самой большой затратой для города будет приведение в нормальное состояние пандусов хотя бы вдоль проспекта Ушакова. Кстати сказать, на пути от больницы водников до остановки «Фокстрот» есть только бордюры, причем довольно высокие, и ни одного пандуса».
Трудно возразить человеку, который ежедневно испытывает такие существенные неудобства на себе. Возникает попутный вопрос: если ситуация столь плачевна в центре города, то что творится на его окраинах? Впрочем, вопрос, думается, совершенно риторический.
Ну а пандусы для инвалидных колясок, которые многие предприятия и организации пытаются все-таки организовать у входа, порой выглядят столь абсурдно, что невольно внушают мысль, что их сделали, «абы было»: лишь бы никто с претензиями не лез.
Игорь КОЛЯДА, "Новый день"