Уникальный дом-музей Полины Райко с каждым годом все больше разрушается. Несмотря на все усилия общественников до сих пор он не внесен в Реестр памятников культурного наследия Украины. Да и местным властям до него дела нет. Больше десяти лет тому дом приобрели жители Канады, что на тот момент виделось, как спасение уникального объекта. Однако, рассказывает Елена Афанасьева, на сегодняшний день "контактов с владельцами нет, они не выходят на связь. Их уже лет 8 ищут. Без разрешения хозяев там ничего нельзя делать, никакой музей не создашь, никто не захочет вкладывать деньги. А хозяева купили дом именно с целью создания музея - но видимо очень быстро перегорели и пропали. Мы хороводы уже водим 14 лет. Всё не так просто. Уже только через суд, но для этого надо внести дом в реестр памятников культурного наследия, а этого гос.органы делать не хотят".
А меж тем, на всех уровнях власти в Украине представители Херсонщины твердят о том, что развитие туризма - это наиболее перспективное направление для привлечения к нам инвестиций. При этом строя эфемерные планы о "херсонском Батуми", наши руководители напрочь упускают из вида эту "жемчужину" Таврии равных которой нет нигде в мире.
"Пожалуй, это последний раз, когда я вожу гостей в домик Полины Райко. Я знала, что с каждым годом лучше не становится, но что-то мне стало совсем печально. Трещины, дыры, состояние заброшенности и убогости... Стало стыдно перед нашими гостями из Южной Кореи. Они же художники. Но именно поэтому не показать им Райко я не могла. Пожалуй, это было прощание.
Радуйтесь, кто успел увидеть это чудо. Кто не успел - уже не советую ехать, чтобы не огорчаться. В Пинчуке скоро откроется выставка с комнатой, посвящённой Полине Райко. Ещё больше людей о ней узнают и захотят посмотреть, а показывать уже реально стыдно.
Сколько там перебывало телевидения, иностранных и украинских гостей, был губернатор, был Министр культуры!!! А воз и ныне там. Следующий раз или с реставраторами - или никак", - рассказывает в соцсети Елена Афанасьева.
Дом Полины Райко - это наша история, наше наследие, это то, чем мы действительно можем гордиться наряду с розовыми озерами Арабатки или заповедными степями в Аскания-Нова. Это то, что мы обязательно должны сохранить.