Контрольный пункт въезда-выезда «Чаплинка» на админгранице Херсонской области с оккупированным Крымом – под угрозой закрытия.
Такое предположение возникло после того, как месяц назад Кабмин решил выделить почти 106 миллионов гривен на обустройство только двух КПВВ «Каланчак» и «Чонгар».
Как пишет сайт «Крым.Реалии» в статье «Что делать с КПВВ «Чаплинка»: закрыть или обустроить?», правозащитники забили тревогу: если средства на «Чаплинку» не выделялись, то не собираются ли ее все-таки закрыть? А общественники и вовсе предлагают оставить один контрольный пункт «Чонгар», а «Каланчак» тоже закрыть.
Как писала недавно «Гривна», ссылаясь на данные Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц, поток людей и транспорта на КПВВ «Чаплинка» намного ниже, чем на двух других контрольных пунктах. Так, в июле здесь зафиксировали почти 30 тысяч пересечений, тогда как через «Чонгар» прошли почти 175 тысяч человек.
БАБИН: СНАЧАЛА ДВА ДРУГИХ КПВВ НАДО ПРИВЕСТИ В ПОРЯДОК
Глава представительства президента Украины в Крыму, дислоцирующегося в Херсоне, Борис Бабин отстаивает необходимость закрытия КПВВ «Чаплинка», но разговоры об этом предлагает отложить, пока не будут обустроены два других пропускных пунктов, а также пока не будут решены вопросы транспортного сообщения между КПВВ и населенными пунктами Херсонщины.
«Наихудшие условия и наименьшее количество пересечений именно на «Чаплинке», – отметил Бабин и добавил, что планирует поднять вопрос о закрытии этого КПВВ, но не ранее, чем после реализации указанных выше мероприятий, и обязательно с привлечением к обсуждению общественности.
«Если по обустройству мы видим срок – до конца года, то по поводу перевозчиков мы до сих пор не увидели должной организации легальных перевозок. Поэтому что-то закрывать, пока не обеспечен легальный транспорт, очень сложно», – убежден Бабин.
КУРКЧИ: НЕ ОПРАВДЫВАЕТ ВЛОЖЕНИЙ
О том, как появилась идея закрытия КПВВ «Чаплинка» говорит первый замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Юсуф Куркчи. Такая рекомендация содержалась в выводах рабочей группы, сформированной из представителей профильных ведомств, которая в прошлом году проинспектировала все три пропускных пункта и пришла к выводу о нецелесообразности выделения средств на «Чаплинку».
«В выводах рабочей группы мы указали, что необходимо развивать инфраструктуру на пунктах пропуска «Чонгар» и «Каланчак», это приоритетные направления, так как количество пересечений там огромное. Средства на обустройство «Чаплинки» не запрашивались в связи с малой популярностью данного пункта. Но создавал КПВВ Кабмин, поэтому принимать решения о закрытии – это уже не наша сфера ответственности. Как мне известно, вопрос закрытия «Чаплинки» на повестку дня уполномоченным органом не выносился», – отметил замминистра.
«АСКЕР»: «ЧАПЛИНКА» - БОЛЬШАЯ ПРИВИЛЕГИЯ ДЛЯ ФИРТАША
В гражданском формировании «Аскер», представители которого несут совместную службу с пограничниками на админгранице с Крымом, вообще предлагают оставить только один КПВВ «Чонгар».
«Через «Чаплинку» в основном проходят сотрудники завода «Титан», работающие у Фирташа на заводе, который действует на оккупированной территории. Для Фирташа – большая привилегия, что для его работников работает специальное КПВВ. Наши ребята, члены гражданского формирования «Аскер», основной акцент в помощи на админгранице уделяют «Чонгару» и «Каланчаку». Необходимо оставить один контрольный пункт – «Чонгар», закрыть «Чаплинку», заминировать там дороги, поставить военных, и «Каланчак» тоже закрыть. А на «Чонгаре» поставить сканеры для досмотра автомобилей, сделать тотальный контроль», – говорит замглавы «Аскера» Эвелина Арифова.
ПОЧЕМУ ПРАВОЗАЩИТНИКИ ПРОТИВ ЗАКРЫТИЯ «ЧАПЛИНКИ»
Руководитель Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник придерживается противоположного мнения.
«Действуют всего лишь три пункта, а население в Крыму более 2 миллионов, это не так много, учитывая, что других возможностей, чтобы покинуть оккупированную территорию нет. Россия только усиливает в Крыму военное присутствие, это необязательно означает эскалацию конфликта, но постоянно проходят военные учения, поэтому должны быть возможности для выезда гражданского населения. Украина должна создать минимальные для этого условия. А три пункта – это и есть те минимальные условия. Имеющиеся данные о пересечении админграницы через КПВВ «Чаплинка» свидетельствуют о том, что данный пункт востребован. Это одно из обоснований, что он должен продолжить свою работу. Мы будем настаивать, что этот пункт необходимо оставить. Да, возможно, там есть вопросы безопасности, но это все решаемо», – отметила Ольга Скрипник.
Правозащитница рассказала, что в ходе мониторинговых визитов на контрольные пункты на админгранице с Крымом правозащитники постоянно фиксируют жалобы граждан, связанные с отсутствием элементарных условий, у людей, пересекающих админграницу, на КПВВ нередко случаются случаи повышения давления и ухудшение состояния здоровья.
Об этом свидетельствуют и данные департамента охраны здоровья Херсонской ОГА. Директор департамента Виктор Короленко в ответе на информационный запрос «Крым.Реалии» проинформировал, что за 7 месяцев 2018 года было зафиксировано 25 вызовов экстренной медицинской помощи на контрольных пунктах на админгранице с Крымом. В прошлом году зафиксировано 36 вызовов «скорой помощи» на КПВВ «Каланчак», 9 вызовов – на КПВВ «Чаплинка» и 28 вызовов – на КПВВ «Чонгар».