Херсонская область Украины – ближайшая к Крымскому полуострову. Полвека назад началось активное заселение здешних мест новыми жителями. Это были крымские татары, которые вскоре после принятия Указа высшего органа советской власти «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» так и не смогли вернуться на свою историческую родину – в Крым, откуда их вновь изгоняли, как и в 1944 году…
Местность эта имеет длительную историю, она была заселена издавна. В первом тысячелетии до нашей эры здесь жили полнокровной жизнью города-колонии Приазовья. Греческие поселения северо-западного побережья Азовского моря располагались по соседству с современным Геническом. История Геническа восходит к названию поселения Салинэ. Название залив и расположенный на нем город Геническ получили от тюркского «джениче» (тонкий). Вначале село называлось Еничи, Джениче, Геничи. Существует версия, что название это связано с периодом владычества в Восточном Крыму генуэзцев.
Поодаль от города существовало военное укрепление времен Крымского ханства. Легендарный турецкий путешественник Эвлия Челеби в своей «Книге путешествий» («Сейяхатнаме») посвятил крепости Геническа главу под названием «Похвала прекрасному замку Ченишке», имея в виду построенное крымским ханом в 1640 году на северной оконечности Арабатской стрелки крепостное сооружение.
В начале ХХ века Геническ – город Мелитопольского уезда Таврической губернии. Он славился рыбо-, соле- и хлеботорговлей, здесь выращивалась знаменитая пшеница «арнаутка». Как и в соседней Запорожской области, немало географических названий края имеют тюркское происхождение.
Геническ, Новоалексеевка, другие населенные пункты Херсонской области войдут в новейшую историю крымскотатарского народа как места, где после депортации и указа высшего органа власти «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» от 5 сентября 1967 года нашли приют изгнанные из родного Крыма уже второй раз крымские татары. Указ хоть и декларировал право крымских татар жить на родине, но на деле это была очередная законодательная фикция, обман целого народа.
Сегодня в Геническом районе проживает около 7 тысяч крымских татар, из них примерно половина – в поселке Новоалексеевка. Те, о ком мы расскажем в этой статье, – старожилы здешних мест, они прожили в этих краях полстолетия.
Шевкет Зиадинов живет в поселке Новоалексеевка Херсонской области ровно полвека. После сентябрьского указа 1967 года, как и многие крымские татары, его семья решила переехать в Крым. Но безуспешно: прописаться в Крыму было невозможно даже отцу Шевкета – ветерану, инвалиду Второй мировой войны. Они остановились на близких подступах к Крыму – здесь, в Новоалексеевке. Тут их также не прописывали целый год, еще много лет они прожили в землянке.
Шевкет агъа показывает мне многочисленные старые фотографии, документы национального движения и рассказывает о том, как складывалась и чем жила община крымских татар Генического района. В национальном движении участвовали многие, рассказывает он, а политическими лидерами в трудные советские времена были Энвер Сеферов, Ленур Фетиев и Энвер Аметов.
Уже в 1987 году, когда начались резонансные акции крымских татар в Москве, Шевкет вместе с земляками отправился туда. В то время он работал на автобазе. Несмотря на угрозы («Если поедете в Москву – уволим по статье»), люди ехали в Москву, где в то время проходили демонстрации крымских татар из всех мест их последепортационного проживания.
Хотя московские демонстрации 1987 года завершились на первый взгляд безрезультатно, но все равно это была победа – крымские татары во всеуслышание заявили о своей национальной проблеме, о которой узнала не только вся страна, но и весь мир…
Адиле Меджитова родилась в местах изгнания в узбекистанском Гулистане. Приветливая, улыбчивая Адиле ханум показывает мне семейные фотографии, многочисленные старые тетради с записями, сделанными синими чернилами ровным красивым почерком.
Эти тетради вел ее отец Умер оджа – учитель и активный участник национального движения, который еще в начале 1960-х включился в крымскотатарское национальное движение.
Умер оджа в 1966 году дважды был в составе делегации «инициативников», которая ездила в Москву для встречи с высшим руководством страны. В такой атмосфере росла Адиле…
Она рассказала о том, что случилось в Ташкенте в 1967 году во время первомайской демонстрации с участием первых лиц республики – первого секретаря ЦК КП Узбекистана Шарафа Рашидова и председателя Президиума Верховного Совета Ядгар Насриддиновой. Прямо перед правительственной трибуной группа крымских татар развернула транспарант «Верните крымским татарам Крым!». А потом заиграла крымскотатарская музыка, и молодежь начала танцевать хайтарму – национальный танец крымских татар…
Однажды отца вызвали в КГБ и пригрозили: «Уезжай из Средней Азии – иначе посадим. Уезжай – но не в Крым».
В августе 1968 года семья учителя Умера приехала в Крым. Но все попытки прописаться на родине были безрезультатны. Так они оказались в Новоалексеевке, где уже образовалась община крымских татар из таких же не прописанных в Крыму крымских татар. Начали искать дом, наконец, купили один домик на две семьи. Но и здесь их два года отказывались прописывать…
В 1979 году Адиле вышла замуж в Крыму… Это были очень тяжелые годы. В Белогорском районе их с мужем Ваитом категорически отказывались прописывать, за нарушение паспортных правил привлекли к суду. Адиле ханум рассказывает: «Ваиту дали год за нарушение паспортного режима. Помню, зима, январь – он собрал вещи, я его проводила. Отбывал год в Новомосковске Тульской области. С двумя маленькими детьми я была вынуждена вернуться в Новоалексеевку к родителям».
Когда Ваит отбыл срок, начальник паспортного стола заявил ему, что если он не уедет из Крыма, его посадят уже на три года. Пришлось уезжать из Крыма. Так они остались в Новоалексеевке теперь уже, возможно, навсегда... Впрочем, мыслями они всегда в Крыму…
(Продолжение следует)
Гульнара Бекирова, крымский историк, член Украинского ПЭН-клуба