В начале августа текущего года инспектировал это заведение лично. Руководство Академии и курсанты, а это почти 6 тысяч человек, выступили против рейдерского захвата академической учебно-тренажерного базы.
Без этого современного тренажерного центра невозможно будет подготовить специалистов морского дела, ведь в кабинете за книгой ходить по морям не научишься».
Напомним, что «штормило» лучшее учебное заведение области и Украины в целом значительное время. Надеемся, что руководитель и коллектив смогут работать уже спокойно…
Есть замечательные слова Авраама Линкольна: « Характер похож на дерево, а репутация на его тень. Мы заботимся о тени, хотя на самом деле следует думать о дереве…»
Честно, так бы хотелось, чтоб глубокий смысл этой фразы укоренился в нашем государстве, в наших головах – уважение к людям, забота о них – один из главных смыслов государственной политики.
Речь пойдет и о репутации, и о людях, а главное: расскажем историю с уст человека, который 41 год своей жизни прожил в Херсонской морской академии. Прожил не просто, а в команде, которая смогла создать ту самую Херсонскую морскую академию, результаты работы которой показывают Президенту, главе Правительства, народным депутатам… Которую, кстати, без преувеличений, знают во всем мире.
Наш собеседник - Синько Валентин Андреевич.
Более сорока лет стажа работы в ХГМА, Синько знают от первого помощника капитана УПС «Товарищ», начальника заочного отделения, начальника радиотехнической специальности до проректора по учебно-воспитательной работы.
В настоящее время Валентин Андреевичработает доцентом кафедры управления судном и выполняет обязанности уполномоченного МОН по антикоррупционной деятельности ХГМА, преподает дисциплину «Стандарты Международной морской организации».
О своей деятельности сейчас, улыбаясь, говорит: «Знаете, мне платят деньги за то, что я такой старый»:
- Мне 72-й год, когда поставил вопрос, что буду уходить, мне ответили: «Нет, ещё поработай и позанимайся этим вопросом. Кто берёт - я знаю, кто брал я тоже знаю. 41 год на одном месте, как вы думаете... Это целая жизнь. Сейчас я не отрываюсь от учебного процесса, я преподаватель, доцент кафедры судовождения. Я видел, как становилось это училище. Если я напишу книгу, то для неея даже придумал название - «Не семь цветов радуги, а все цвета радуги». Потому что я знаю столько, сколько никто об этом не знает.
Морское Образование имеет свои особенности. У курсанта должно быть два образования помимо практики. Первое образование - это академическое, второе - это практическое. Он получает плавательный ценз, и третье - это обязательные сертификаты. «Море-пароходы» - это такая штука достаточно часто обновляющаяся, постоянно появляются какие-то новые приборы. И тогда решили дополнительно ввести тренажерное обучение. Оно является обязательным, его проверяют во всех портах мира, - акцентирует Валентин Андреевич.
Преподаватель также подчеркивает, что в ХГМА учат по двум стандартам: украинскому и международному. При разработке учебных программ соответственно учитываются эти стандарты.
Чтобы все это заработало, в свое время, коллективу пришлось приложить немало усилий. Тем более, что серьезное становление учебного заведения припало как раз на те 90-е, когда все распадалось, и преподаватели в поисках «куска хлеба» бежали кто куда.
- В Союзе мореходка была лучшей. В ней была лучшая база, лучшие специалисты, но с приходом независимости денег не стало. Дальше ее развивать не получалось, нужно было искать деньги.
Что нужно для нормального становления учебного заведения? Прежде всего, кадры. Нужны опытные специалисты, которые могут обо всём этом рассказать. Второе - это учебно-лабораторная база, которая имеет в своем составе всё. В общем, нужно: лаборатория, сопромат, теоретическая механика, тренажерная техника. И, конечно же, должна быть хорошей организация учебного процесса. Нужны специалисты капитаны дальних плаваний, старшие механики, конечно электромеханики. И когда хороший капитан получает от 10 до 20 тыс. долларов в месяц, он к нам пойдет?- вспоминает Валентин Андреевич.
И в тот непростой период возглавил учебное заведение Ходаковский Владимир Федорович.
Синько вспоминает, что вопрос, как выживать училищу, был поставлен остро: из 300т курсантов, мало кто учился на контракте, база устаревала на глазах, на администрацию из оргтехники - один компьютер, забирают военно-морскую кафедру:
- Надо отдать должное Ходаковскому, он стучал во все двери. Тогда было принято решение: обязательное развитие учебной системы и поиск инвесторов. Первые контакты наладили с Дунайским пароходством. Мы заключили договор на то, что 100 наших курсантов могут проходить бесплатную практику. Далее, приезжает к нам господин Пятаков, директор филиала Одесского тренажёрного центра, и предлагает свою тренажерную базу взамен на аренду наших помещений, и выдачу сертификатов для курсантов процентов на 30 дешевле. Мы согласились на эти условия. Уже в то время Одесская академия пыталась нас прибрать к рукам. Ничего у них не получилось, мы себя отстояли. А тем временем у нас появились «Marlow», они приехали с немцами, а немцам нравится порядок и дисциплина. Мы сохранили официальную одежду, сохранили обязательный подъем государственного флага. В итоге они остановились на нас. И решили в нас вкладывать деньги: они покупали для нас оборудование. На сегодняшний день это около 30-ти миллионов долларов. В результате, у нас созданы такие тренировочные островки, что если всё соединить в одно целое, то получится пароход на суше. Люди думают - вот получили «миллионы», и, конечно же, «отщипнули» себе. Но не понимают, что «щипать» нельзя. Денег немцы не дают, они приезжают и устанавливают оборудование. В результате у нас база получилось лучшей в Европе.
Далее у собеседника спрашиваем: «И начались попытки рейдерского захвата учреждения?»
- Совершенно верно, и пошли всевозможные жалобы на Ходаковского. С активными проверками приезжали киевские нардепы: искали-искали и ничего противозаконного не нашли, зато ушат грязи на руководство вылили. А все зачем? Затем, что скоро выборы ректора, и академию можно просто разорвать. Активное участие во всем этом принимает вышеупомянутый господин Пятаков, который уже открыл частный институт, понятно, что ему наше существование вообще не нужно…Пятаков и представители с Одессы за год до этого открывают частный институт. Это же глупость, арендуя у Государственной академии помещение, открыть институт. А почему открывает? А потому, что у нас серьезный конкурс, а он подбирает всё, что мы не взяли. О результатах работы вы, конечно тоже, догадываетесь… Не понимаю, как он планирует получить лицензирование, ведь это серьезный процесс. А дальше жизнь покажет... Хотелось бы подчеркнуть, что у Пятакова был такой же тренажерный центр... И потом, когда мы открыли свой центр, все курсанты пошли к нам. Он потерял хорошее количество людей. Как думаете, почему? Правильно – людям важен результат…
Ну, это дело второе, а первое – убрать Ходаковского. И тут «шкрябаются» кляузы и «выступают» политики, как на арене цирка. Таким образом, нас начали атаковать! - рассказывает преподаватель.
Но коллектив не стал молчать, видно что «дерево и тень» для них давно стало единым целым…
Будем верить, что и губернатор недавно заявил о реальной ситуации.
Татьяна
Дергачева, Херсонщина за день