На полуострове Бирючий прошел 7-й Международный симпозиум современного искусства. Проект посвящен времяощущению человека. Цель проекта - выяснить, в каком времени мы находимся и что такое время для каждого из нас, и как современное искусство может определить современность.
В этом году у мероприятия был серьезный состав художников - Александр Ройтбурд (Киев), Алексей Маркитан (Николаев), Алексей Сай (Киев), Анатолий Татаренко (Донецк), Андрей Сигунцов (Киев), Андрей Стегура (Ужгород), Андрей Орлов (Ялта), Анастасия Скорикова (Ялта), Виктор Покиданец (Николаев) и другие. Международный симпозиум современного искусства «Бирючий» существует в Украине уже шесть лет. На Бирючем одновременно проходит и арт-форум, и творческая дача, и фестиваль искусств.
Дорогие и успешные украинские художники и их зарубежные коллеги сбежали на полуостров на Федотовой косе между Азовским морем и Утлюкским лиманом, чтобы на исходе лета заняться искусством ради искусства и выйти за собственные коммерческие рамки.
Чтобы подойти к инсталляции Жанны Кадыровой, нужно преодолеть немалое расстояние, увязая в белом песке. Азовское море называют детским, но представленные здесь произведения предназначены взрослым: об этом свидетельствует мрачная работа Макса Роганова из Москвы, выполненная из обращённых к морю мусорных баков на стыке трёх стихий — земли, воды и неба. Инсталляция Кадыровой — консервные банки высотой в человеческий рост: «Килька» и «Сардина». Так художница законсервировала бетонный военный объект, остов эпохи времён «холодной войны».
Полуостров Бирючий в шестой раз становится площадкой для самореализации художников, исповедующих контемпорари-арт. На этот раз хедлайнерами мероприятия стали Олег Тистол, Николай Маценко, Александр Ройтбурд, Жанна Кадырова, Максим Мамсиков, Виктор Покиданец, Илья Исупов, Алексей Сай, Алексей Маркитан и ещё 50 художников из Украины, России, Франции, Австрии, Германии и Израиля. Старые и новые звёзды современного искусства приезжают сюда на две недели и, выбрав дислокацию, создают свои арт-объекты на заданную организаторами тему. Темой нынешнего «Бирючего», по предложению куратора Марии Хрущак, стало четвёртое измерение — время.
По словам комиссара проекта Геннадия Козуба, пленэр этого года обошёлся в 400 тыс. грн. На вопрос, сколько стоят созданные здесь работы, организаторы ответа не дают: составляя коллекцию Бирючего, они не ставят коммерческих целей. Здесь художники не связаны кураторским или рыночным диктатом.
Побелённые деревянные домики, расположенные вдоль косы, превратились в экспозиционные плоскости. Именно здесь художник Олег Тистол инсталлировал свои знаменитые пальмы, которые до этого уже объехали ведущие мировые выставки современного искусства. Сам автор утверждает, что арт — единственное достойное занятие для современного человека. Собственно, проект «Бирючего» и предназначен для того, чтобы создать условия, в которых художник, обитатель города, часто заключённый в своей мастерской, выходит за рамки.
Арт-объекты остаются на территории базы «Золотой берег» на радость отдыхающим, которых даже в бархатный сезон здесь много. Но организаторы проводят это мероприятие прежде всего для самих художников, чтобы представители разных поколений могли вместе поработать на свежем воздухе. С каждым годом поклонников контемпорари-арта становится всё больше, они готовы в поисках нового искусства ехать на край света.
Экспозицию с Бирючего можно будет посмотреть и в Киеве. Сейчас организаторы ведут переговоры с киевскими галереями, чтобы привезти коллекцию в конце осени. Правда, в выставочном зале объекты утратят часть тонких смыслов, рождённых природной средой, в которой они создавались.
Ирина Борисова, Фокус