Это придает городу своеобразия, уникальности и безусловно ставит его в ряд памятников национального значения.
Все панно - это работы художника Григора Довженко, выполненные в технике резьбы по сырой штукатурке. Сейчас новокаховчане с любовью их называют «каменные вышиванки Довженко».
Григор Довженко принадлежал к школе «бойчукистов», которая стала громким трагедией расстрелянного Возрождения во времена советизации.
Самобытная «школа украинских монументалистов» - культурное явление мирового уровня, созданная в декабре 1917 года самоотверженным трудом Михаила Бойчука, но в годы репрессий она перестала существовать.
Главной целью педагогической системы М. Бойчука было воспитание национального художника нового типа с синтетическим мышлением, способного постичь новые эстетические ценности и поднести украинское искусство до мирового уровня.
В 30-х годах на уже мощную, известную, крепкую школу Бойчука начинаются клевету, их клеймят за формализм, национализм, буржуазные взгляды, обвиняют в шпионаже, разжигании классовой вражды, и в 1937 году как врагов народа расстреливают самого Бойчука, трех его ближайших учеников-соратникив и жену Софию.
Остальные ученики попадают под давление,
аресты; произведения школы - многочисленные монументальные росписи по
всей Украине, станковые работы, декоративно-прикладные изделия, все - до
эскизов - уничтожается, сбивается, топится.
Григор Довженко
присоединяется к бойчукистов в 1925 Времена давления и репрессий
переживает тяжело. После войны возвращается из Таджикистана в Киев и
начинает работать при Академии архитектуры. Он становится автором
изобретения резьба по сырой штукатурке с росписями.
В 40-50-е годы художник много работает в разных городах Украины. Но наиболее масштабной является его работа именно в Новой Каховке, здесь он разрабатывает панно для фриза, люнетов, фронтона Дворца культуры, украшает сцену Летнего театра, и разрабатывает и собственноручно выполняет вместе с М. Катернога более 50 уникальных орнаментальных панно для фасадов двухэтажных жилых домов.
Во
время работы в Новой Каховке, когда даже вспоминать о «бойчукизм» было
запрещено, на волне духовного подъема и мощной поддержки со стороны
Александра Довженко и академиков архитектуры, сотрудничая с архитектором
Мусием Катернога, Григору Довженко удается невозможное - воплотить
установки украинских монументалистов, не дать опыта и наработкой
бойчукистов кануть в небытие, продолжить традиции несправедливо
задушенной школы.
Надо отметить, что работа Довженко не была понята и оценена в полной мере на то время - ии критиковали, считали ненужным «вицяцьковування», бесполезную трату сил; в статьях, посвященных Новой Каховке, вышедших после 1955г., именно Довженко достается за «излишества».
Но несмотря на все он смог донести основы школы - целостность и ритмическая равновесие композиции, обдуманная схематизация, простота, культура линии, формы. Лиричность как национальная традиция украинского искусства. Стилизованные фигуры, переплетенные узоры с птицами и растениями - ритм, выражающий возвышенно-радостное восприятие жизни, идею духовного возрождения.