Украинское налогообложение – воспетая в былинах легенда о том, что есть человек, который по зову души добросовестно декларирует каждую копеечку, надеясь, что именно его налоги завтра пойдут на развитие инфраструктуры родного края, научно-технический прогресс или же общеобразовательные проекты для собственных детей.
Но на деле, получается, как раз наоборот – каждый украинец пытается как-то избежать декларирования, или же обмануть контролирующие органы. И есть в Украине орган, который должен следить за недобросовестными неплательщиками налогов, и помогать добросовестным – Государственная фискальная служба.
Руководит ГФС в Херсонской области Клим Игорь Викторович. Человек с 1999-го года, с двухлетним перерывом на государственной службе. И именно его обвиняют в укрывании налогов исходя из заявления на имя и.о. Генерального прокурора Украины Севруку Ю.Г. "Херсонские вести" решили разобраться, кто и в чем обвиняет главного налоговика, который плодотворно работал и у Владимира Сальдо, и у Николая Костяка.
В 2008-ом году Херсонский городской совет своим решением №934 выделяет ряд земельных участков на территории города. Всего 169 участков. Один из них получила жена тогдашнего зама начальника областной налоговой Клим Наталья Георгиевна. Через пару месяцев Наталья Георгиевна получила госакт о собственности на землю.
Четыре года на этом участке ничего не проводилось и в 2012-ом супруги Клим решили продать этот участок. Тут начинается самое интересное.
Нашелся покупатель, херсонка Хутковская Татьяна Васильевна. От неё мы и узнали её версию событий.
Татьяна объясняет, что очень долго собирала деньги на участок для стройки. И в 2012-ом году познакомилась с Игорем Климом, который предложил купить у него земельный участок на улице Тельмана. По словам Татьяны Васильевны, он убедил её, что как чиновник, оформлял участок для себя. Все документы оформлены правильно.
Посовещавшись,
супружеская пара Хутковских решила покупать участок. Если верить, Хутковской,
то данная сделка прошла не совсем законно. Независимый
оценщик постановил, что участок стоит 51345 гривен. Именно столько по
документам Хутковская отдала Наталье Клим при покупке земли. Но Татьяна Васильевна
настаивает – это было сделано для того, чтобы скрыть реальную стоимость земли. И она отдала
20000 долларов Игорю Викторовичу Климу, что может подтвердить.
Но и это ещё не всё. Оказалось, что на этом участке Хутковские не смогут ничего построить, так как он находится в санитарной зоне Херсонского нефтеперерабатывающего завода, ещё с 1977-го года, и соответственно показан на Генеральном плане 2003-го года. Именно обман с участком и пытается Хутковская инкриминировать Климу. По её словам, чиновник знал ещё в 2008-ом году, что на участке нельзя будет строиться. И «ждал лучших времен». Но узнав, что природоохранные прокуроры города начали обращаться в горсовет о просьбой признать решения о выделении земли в санитарной зоне недействительным, решил участок продать.
Воспользовавшись доверием Хутковских, их неосведомленностью
в земельном законодательстве и планах прокуратуры, продал участок, на котором
они не могут строиться. А когда Татьяна Васильевна обнаружила факт обмана, она
решила выяснить вопрос непосредственно с Климом, но в ответ услышала «Нужно
быть внимательнее, когда совершаете операции подобного рода».
Татьяна Васильевна объясняет, что Игорь Клим, понимания
незаконность выделения участка и предугадывая действия прокуратуры, понял, что
не сможет там ничего построить, поэтому и обманул её и продал неполноценный
участок скрыв реальную сумму продажи, укрываясь от уплаты налогов.
«Херсонские вести» обратились за комментарием к руководителю
Государственной фискальной службы в Херсонской области Игорю Климу, так как
именно его указывала Хутковская, как главное действующее лицо сделки.
Игорь Викторович представил нам
диаметрально-противоположную точку зрения. Он сразу заявил, что никакое решение
горсовета не отменено, и что никто не запрещал там строить.
Но в этом только часть правды, т.к. решение городского совета в части
выделения его жене земельного участка действительно не было отменено Прокуратурой.
Но решение судов по аналогичным участкам указывают на 114 статью Земельного
кодекса – территория санитарной зоны не разрешает постройку жилищных или
каких-либо других помещений, предусмотренных для постоянного пребывания людей.
А мы говорим об участках,
находящихся дальше от территории Завода. То есть, если бы Хутковская
решила строить дом, начиная оформлять необходимую документацию, ей бы
отказали, ссылаясь на вышеупомянутую статью. И как нам сообщают юристы,
специализирующиеся на земельных вопросах, некоторые решения могут не
публиковаться на сайте Едином реестре судебных решений. Мы нашли всего два
упоминания в реестре касательно этого участке, но тогда решение суда было
«промежуточным» и не имело окончательного результата.
Проблема ещё и в том, что целевое назначение участка, указанное в договоре покупки-продажи, «для строительства и обслуживания жилищного дома, хозяйственных сооружений и зданий». Получается, что участок продали для строительства, но построить там ничего нельзя.
Также в личной беседе Игорь Клим уверил нас, что он не экстрасенс, т.е. не мог знать и не догадывался, что Прокуратура начала расследования по аналогичным участкам. «Та нет там никаких расследований», - объясняет Клим. Хотя в том же реестре судебных решений есть постановление суда, которые удовлетворили ходатайство Прокуратуры в запрете строительства в санитарной зоне.
«Хай з дружиною розбирається, вона продавець», - ответил Игорь Клим на вопрос «передавала ли ему Хутковская 20000 долларов в качестве оплаты за участок?». Он добавил, что не являлся продавцом, и никаких денег не получал, тем более в незаконный способ, обходя налоговые обязательства. «Ви знаєте, я не можу це коментувати, це, напевно на її порядності. За скільки у нас вказано в договорі куплі-продажу – це документ. А все інше – це слова», - подтверждает ранее сказанное Клим.
Мы также спросили, почему участок в том же районе, точно такого же размера сейчас стоит 29000 долларов, а тогда его отдали чуть более шести тысяч, не продешевили ли супруги Клим. На что Игорь Викторович ответил: «В 2012-ому році я був безробітним, напевно знаєте. Тому треба і ці всі угоди…Дивіться, до мене питання задавати немає ніякого сенсу, тому що я не є власник цієї земельної ділянки. Хутковська може хоть с Папой Римським мати відносини. Вона може на словах казати все що угодно. Я теж можу сказати, що я взагалі її не знаю».
Во время беседы Игорь Клим повторял "я за объективность", и готов обсуждать эту сделку с кем угодно. Мы также придерживаемся объективности, и пытаемся сопоставить два мнения. С одной стороны – Хутковская, которая через четыре года после продажи решила привлечь Игора Клима к возможной ответственности. Возможно, это связано с тем, что она все-таки пыталась договориться с семьей налоговика, и вернуть назад участок и получить взамен деньги.
С другой стороны – Наталья Клим продала участок в акте покупки-продажи которого, целевое назначение указано как строительство, хотя оно запрещено Земельным Кодексом. Ещё сомнение вызывает цена земли – уплачена сумма равнозначная оценочной стоимости, супруги Клим даже пошли себе во вред, ведь в цене участка, даже не учли оплаты услуг независимого аудитора. Сейчас такой участок стоит 29 тысяч долларов, вместо 6, за которые его продала жена руководителя областной налоговой. И это с учетом удешевление участков в долларовом эквиваленте, с марта 2012-го года.
Теперь дело за компетентными органами – избегает ли уплаты налогов главный налоговик области.
Евгений Руденко, Херсонские Вести